Мнения
/ Блоги

18 ноября 2022 13:25

Из истории российской журналистики: Сумароков и появление частных журналов

Из истории российской журналистики: Сумароков и появление частных журналов Фото: Александр Петрович Сумароков / Портрет пера Ф. С. Рокотова

Когда российская журналистика только появилась и вышла в печать первая петровская газета «Ведомости», монополия на издание газет и журналов принадлежала исключительно государству. Так продолжалось более полувека. И только к 1750-1760-м годам сформировались условия, пригодные для появления новых изданий. В России в это время начались культурные преобразования, увеличившие численность интеллигенции: открытие Московского университета, учреждение Российского публичного театра, создание Академии художеств. Также в эти годы особую роль в формировании общественного мнения начинает играть литература. Все это послужило толчком к развитию читательского круга. У образованной части населения и интеллигенции появились новые потребности и запросы. 

В шестом материале цикла «Российская журналистика до и после Петра», посвящённом прессе XVIII века, «Лениздат.Ру» рассказывает, как в России появились первые частные журналы, способные удовлетворить интересы новой читательской аудитории.


Журнал «Трудолюбивая пчела»

Во второй половине XVIII века любители литературы начинают объединяться в кружки. Журналы для литераторов становятся  площадкой для публикации своих собственных произведений, а также для распространения литературы среди населения в целом. Именно так и появляется первый частный журнал в России — «Трудолюбивая пчела». Его создатель А. П. Сумароков был членом литературного кружка в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе в Петербурге.

В декабре 1758 года Александр Петрович Сумароков подал в канцелярию Академии наук прошение о создании собственного журнала «для услуги народной». Сам Сумароков играл не последнюю роль в развитии культурной жизни страны: он был поэтом, сатириком, драматургом, а также три года проработал директором Российского публичного театра. Поэтому неудивительно, что такой крупный культурный деятель решил создать собственный журнал, чтобы не только публиковать там свои материалы, но и участвовать в литературном дискурсе, который в те времена активно развивался. 

Журнал «Трудолюбивая пчела» выходил ежемесячно тиражом в 1200 экземпляров и был преимущественно литературным. К работе над изданием Сумароков привлек таких литераторов и ученых своего времени, как В. К Тредиаковский, И. А. Дмитриевский, А. А. Ржевский, А. А. Нартов. Однако главным автором журнала оставался его создатель — на страницах «Трудолюбивой пчелы» Сумароков публиковал свои публицистические, исторические, филологические статьи, эпиграммы, фельетоны, очерки и переводы.

«Трудолюбивая пчела» не имела обозначений разделов и рубрик. Обычно номер состоял из двух частей: первая часть содержала в себе научно-познавательные сочинения, за которыми следовали художественные произведения, в основном переводные. Во второй части публиковались эссе публицистического характера, а также сатирические произведения.

Журнал Сумарокова был оппозиционным: на страницах «Трудолюбивой пчелы» в сатирической манере высмеивался и осуждался злоупотреблявший властью государственный аппарат, который, по мнению Александра Петровича, погряз в коррупции и роскоши. Свое отношение к власти Сумароков продемонстрировал уже нв первом номере: выпуск открывало посвящение Екатерине Алексеевне, будущей императрице:

«И покровительством, Минерва, будь моя!»

В то время государство возглавляла дочь Петра I — Елизавета Петровна, поэтому открывать первый номер журнала одой в честь Екатерины Алексеевной и нарекать ее «Минервой» (богиней мудрости и войны) было смелым шагом, который в полной мере продемонстрировал, какие настроения будет продвигать журнал. И действительно: на страницах «Трудолюбивой пчелы» Сумароков публиковал собственные сатирические статьи, памфлеты и эпиграммы, которые обличали тех, кто имеет чин и власть, но не «достоинство».

1280x1024_cc364fe6804035d74490b73a7bf35968fe4b35d9.jpg

Помимо собственных произведений и работ своих коллег, Сумароков активно публиковал переводы текстов заграничных авторов: сочинения немецкого сатирика эпохи Просвещения Г. В. Рабенера, сатирика эпохи Возрождения Эразма Роттердамского, античного сатирика Лукиана. Сатира занимала особое место в журнале, ведь Сумароков интересовался природой этого жанра и активно творил в нем сам. 

Большое внимание Сумароков уделял и развитию русской словесности. Некоторые публицистические материалы, были посвящены филологии и дискурсу вокруг отечественного языка. Например, статья «О истребленiи чужихъ словъ изъ Русскаго языка». В ней Сумароков призывал минимизировать внедрение иностранных слов в наш язык, ведь русская словесность самодостаточна и самобытна: «Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обобщение, но порча языка». 

Однако первый русский частный журнал не смог просуществовать долго: в декабре 1759 года в свет вышел последний номер. Закрывало его стихотворение Сумарокова «Расставание с музами»:

Прощайте, музы, навсегда!

Я больше писать не буду никогда.

Трудолюбивой пчелы конец.

Скорее всего, причиной закрытия журнала послужила оппозиционность его создателя. Но, несмотря на недолгую жизнь, «Трудолюбивая пчела» внесла большой вклад в развитие русской журналистики. Она не только положила начало частным изданиям, но и сформировала структуру литературного журнала, которая будет развиваться в отечественной периодике XVIII века.

 

Журнал «Праздное время, в пользу употребленное»

Вместе с «Трудолюбивой пчелой» в стенах Сухопутного шляхетного кадетского корпуса появился ещё один журнал — «Праздное время, в пользу употребленное». Создателями издания в 1759 году были выпускники и студенты вышеупомянутого учебного заведения: П. И. Пастухов, П. С. Свистунов, А. А. Нартов, Н. С. Титов, кн. В. Белосельский. Журнал выходил еженедельно и имел тираж 600 экземпляров в первый год существования, и 400 — во второй.

По своему содержанию «Праздное время, в пользу употребленное» значительно уступало «Трудолюбивой пчеле». В первый год существования выпуски состояли преимущественно из переводных текстов зарубежных изданий. Журнал не имел какой-то четкой программы или структуры. Обычно номер состоял из одного-двух переведенных материалов, которые могли никак не совпадать тематически. Порой выпуск состоял всего из одного переведенного произведения, которое печаталось частями в нескольких номерах подряд. 

Название журнала дает нам понять, какой основной тематике придерживалось издание — это морализирующие тексты, поучающие читателей жизни. Вот некоторые названия статей: «О чести», «О привычке», «О щастии и нещастии», «Разсуждение о пределах дружества», «О честолюбии», «Об избрании сообщества», «Раз-суждение о душевном спокойствии и о безумных людских желаниях». «О ревности». Так как основным костяком авторов журнала были преподаватели, такая поучительно-нравственная направленность журнала не вызывает удивлений. 

Разнообразие в содержание журнала привнес уже известный нам Сумароков, который после закрытия «Трудолюбивой пчелы» начинает работать в «Праздном времени». В 1760-м году у руля журнала становится П. И. Пастухов, который, вместе с Сумароковым, начинает новую главу в жизни издания. С этого момента «Праздное время» можно назвать продолжателем традиций закрывшейся «Трудолюбивой пчелы» На страницах журнала начинает появляться большое количество материалов о сатире, как оригинальных, так и и переводных. И, конечно, Сумароков начинает публиковать в новом для себя журнале свои произведения, стихи, эссе, памфлеты, эпиграммы, сатирические статьи.  Все это значительно оживляет журнал и привлекает к нему больше внимания.

Многие переводные материалы теперь имеют общую тематическую направленность: это жанр сатиры. Например, П.И. Пастухов начинает публиковать перевод цикла Г. В. Рабенера «Толкование пословиц», а также цикл очерков «Семью семь предвещаний». Таким образом, «Праздное время» подхватывает идеи закрывшегося журнала Сумарокова и продолжает борьбу против человеческих слабостей и пороков. Было сложно не заметить, что жанр сатиры- любимейший из всех жанров для Сумарокова. И его можно понять, ведь сатира воспитывает в человеке критический взгляд к действительности. Это помогает замечать острые проблемы в обществе и правительстве, обозначать их, выносить на всеобщее обсуждение, и тем самым, давать толчок к решению этих самых проблем. Все это хорошо вязалось с основным направление журнала — нравственно-поучительным.

И именно в «Праздном времени» Сумароков начинает публиковать свои знаменитые сатирические басни: «Коршун в павлиньих перьях», «Шубник», «Две дочери подьячих», «Осел во Львовой коже» . Это придало журналу злободневности, ведь в своих произведениях Сумароков поднимал насущные проблемы и реагировал на события в жизни страны: коррупция в судах, практика откупов, взяточничество, тунеядство дворян.

Появление Сумарокова в жизни журнала «Праздное время, в пользу употребленное» безусловно оживило издание, привлекло новую аудиторию, помогло разнообразить тематическое наполнение и сделать журнал злободневным. Однако все эти вещи в конечном итоге привели к тому, что «Праздное время» повторило судьбу «Трудолюбивой пчелы» и было закрыто. Редакция не сообщала о причинах остановки выпуска журнала, однако, скорее всего, важную роль в этом сыграл Сумароков и его громкие, смелые, сатирические тексты. 

 

Роль первых частных журналов в истории русской журналистики

«Праздное время» и «Трудолюбивую пчелу» небезосновательно можно назвать родоначальниками литературных журналов. Именно они были первыми изданиями, которые не только переводили зарубежные произведения, но и публиковали отечественных авторов, создавали площадку для литературного и филологического дискурса. Это развивало не только читательский круг, но и саму литературу, ведь появление таких журналов подарило авторам возможность состоять в коммуникации со своими читателями, высказывать свою точку зрения о каких-либо злободневных вопросах. А это, в свою очередь, создает предпосылки к возникновению и развитию общества, принимающего участия в жизни не только литературы, но и страны. 

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга