Мнения
/ Интервью

19 февраля 2008 16:36

Алексей Яушев: "Журналисты друг друга не слушают"

Свою последнюю пресс-конференцию в качестве президента России провел 14 февраля 2008 года Владимир Путин. На ней было аккредитовано более 1300 российских и зарубежных журналистов. Восьмидесяти представителям СМИ удалось задать президенту интересующие их вопросы. В их числе оказался и политический обозреватель петербургской интернет-газеты "Фонтанка.ру" Алексей Яушев. Lenizdat.ru решил узнать о его впечатлениях о пресс-конференции.

Это уже второе участие Алексея Яушева в пресс-конференциях президента России. Год назад, 1 февраля 2007 года, ему также удалось пообщаться с Владимиром Путиным и задать ему вопрос.

Lenizdat.ru: Алексей, как вам удалось попасть на пресс-конференцию президента?

А.Яушев: Все очень просто. На сайте Кремля за месяц до пресс-конференции было опубликовано объявление, что любой желающий представитель зарегистрированного СМИ может подать заявку на участие. Я воспользовался возможностью.

Lenizdat.ru: Вы задали президенту вопрос о возможном слиянии Санкт-Петербурга и Ленинградской области в один субъект Федерации. Вы сами придумали этот вопрос?

А.Яушев: Да, я придумал этот вопрос и абсолютно ни с кем его не согласовывал.

Lenizdat.ru: Почему вы решили спросить именно об этом?

А.Яушев: Тема слияния города и области обсуждается уже давно, с начала 90-х годов прошлого века. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко однозначно высказалась "за", губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков также однозначно высказался, что не видит целесообразности в этом объединении. Мне показалось, что в этом вопросе пора если не поставить точку, то, по крайней мере, выяснить мнение федеральных властей.

Lenizdat.ru: Пресс-служба президента не спрашивала заранее о содержании вашего вопроса?

А.Яушев: Нет, никаких вопросов на эту тему мне не задавали. Более того, не было никакой уверенности, что мне удастся его задать. Никто не составлял никаких списков моих коллег, кто будет интересоваться мнением главы государства, не было никакой очередности. Конечно, я думаю, что пресс-секретарь президента Алексей Громов знал в лицо многих представителей федеральных СМИ и старался, чтобы они получили слово в первую очередь.

Lenizdat.ru: Проводили ли с вами какой-то предварительный инструктаж?

А.Яушев: Нас никто не инструктировал. Единственное, что нас попросили — отключить на время пресс-конференции мобильные телефоны.

Lenizdat.ru: Как вели себя журналисты, которые хотели задать президенту вопрос? Просто поднимали руку?

А.Яушев: Да, именно так. Хотя журналисты поднимали не руку, а табличку с названием своего СМИ. Эти таблички мы делали сами из календарей, которые подарила нам пресс-служба главы государства.

Руководитель пресс-службы президента указывал, кому из журналистов он дает слово. Я не знаю, по какому принципу это делалось и почему именно тот или иной журналист мог задать свой вопрос президенту. Мне кажется, у него не было никакого четко выстроенного плана, кому давать слово, а кому нет.

Lenizdat.ru: Были ли на пресс-конференции и другие журналисты из Петербурга?

А.Яушев: Конкуренция за право выяснить эксклюзивное мнение Владимира Путина была достаточно большой. Петербург был представлен корреспондентами "Фонтанки", БИА, "Невского времени", "Делового Петербурга". В зале сидели и другие акулы пера из Петербурга, которых я лично не знаю. Были и журналисты из Ленинградской области — из ЛОТа, "Вестей", даже из газеты "Колтуши". Представитель студенческого сайта "Политграмота.ру" так же, как и я, смог задать президенту вопрос.

Lenizdat.ru: Алексей, это было уже второе ваше участие в пресс-конференциях президента. В первый раз все проходило по такой же схеме или за год произошли какие-то изменения?

А.Яушев: В первый раз я попал на пресс-конференцию несколько иным путем. Есть такая общественная организация — "Медиакратия". Я тогда сотрудничал с ней, и через ее списки попал на это мероприятие. Предварительно у нас прошел семинар, в котором приняли участие известные ньюсмейкеры.

Lenizdat.ru: В каком качестве вы фигурировали на первой пресс-конференции?

А.Яушев: Как и сейчас, в качестве корреспондента "Фонтанки.ру". Я тогда задал президенту вопрос о "Газпром-Сити", сейчас он называется "Охта-центром". Это в тот момент была очень больная тема, и мне хотелось выяснить позицию главы государства по этому вопросу.

Lenizdat.ru: В этот раз были какие-то существенные изменения в организации и проведении пресс-конференции?

А.Яушев: В этом году пресс-конференция проходила почти пять часов. Предыдущая — на час меньше. Организационные требования, как мне показалось, стали несколько мягче — например, в прошлый раз забирали у участников все мобильные телефоны, а сейчас разрешили даже пользоваться ноутбуками.

Lenizdat.ru: А изменилось ли за год поведение с журналистами президента — его манеры, лексика и т. д.?

А.Яушев: Я заметил, что президент пополнил свой фразеологический словарь новыми словами, которые наверняка войдут в политический оборот.

Lenizdat.ru: Вы имеете ввиду фразу Путина: "Я пахал, как раб на галерах"?

А.Яушев: Конечно, эта фраза всем особенно запомнилась.

Lenizdat.ru: Изменилась ли за год тематика вопросов президенту?

А.Яушев: Тематика изменилась несильно. Неожиданных вопросов не прозвучало. Более того, нередко вопросы повторялись, что доказывает, что некоторые журналисты просто не слышат своих коллег. Я бы сказал, что за год изменились приоритеты в том, каким представителям СМИ давали слово. Например, в прошлом году Алексей Громов пытался чередовать вопросы от федеральных, международных и региональных СМИ. В этот раз в то время, когда шла трансляция по "Первому каналу" и каналу "Россия", Громов старался отдавать предпочтение федеральным и международным статусным СМИ — таким как "Би-би-си". Во второй части пресс-конференции более широко слово было предоставлено регионам. Еще мне запомнилась такая деталь. Если в прошлом году места в партере и на балконе были заполнены, то сейчас на балконе было немало пустых мест.

Lenizdat.ru: А как распределялись места между журналистами — кому сидеть в партере, а кому на балконе?

А.Яушев: Никакого специального распределения не было. Кто пришел раньше, тот и занял это место. Конечно, те, кто расположился на балконе, реже получали возможность задать вопрос. Кстати, в прошлом году руководитель пресс-службы президента старался давать слово и журналистам с балкона. Но в этом году, насколько я помню, это произошло только один раз.

Lenizdat.ru: Перед пресс-конференцией вы общались с коллегами из федеральных или региональных СМИ? Открывали ли журналисты друг другу, какие вопросы они собираются задать Путину?

А.Яушев: Конечно, мы общались между собой. Но вопросы каждый старался держать при себе. Видимо, для того, чтобы коллеги не перехватили какой-то интересный вопрос.

Lenizdat.ru: Какое впечатление на вас произвел Путин в этом году?

А.Яушев: Путин произвел впечатление человека, который сам лично вырабатывает стратегию государства и несет за это персональную ответственность. Он пытается рассмотреть каждую проблему со всех сторон, разобраться в ней, выработать взвешенную позицию.

Безусловно, он хочет продолжить свою работу, и я думаю, что это правильно. Человек должен довести до конца дело, которое он начал, а не отдавать его на откуп другой команде.

Lenizdat.ru: Вы собираетесь принимать участие в пресс-конференциях нового президента России?

А.Яушев: Конечно, я бы хотел еще раз поучаствовать в подобной встрече. Думаю, что у будущего президента должно быть своего рода моральное обязательство перед журналистами и в будущем устраивать такие открытые пресс-конференции.

Кстати, я не исключаю возможность, что и Путин, например, в качестве премьер-министра, будет продолжать устраивать подобные встречи с прессой.