Перед Новым годом «Лениздат.ру» опубликовал обзор Telegram-каналов известных городских журналистов и медиаменеджеров. Мы решили пойти дальше и составить Топ-30 Telegram-каналов городских и областных медиа на основе данных сервиса TGStat.ru. Кроме того, «Лениздат.ру» поговорил с журналистами и SMM-специалистами петербургских изданий о том, как они развивают свои каналы.
В составленный рейтинг были включены каналы как официальных СМИ, так и незарегистрированных изданий. Учитывалось наличие на канале медиа не только оценочных суждений, но и регулярных новостей по широкой общественно-политической повестке. Авторские и публицистические каналы в топ не отбирались, равно как и агрегаторы новостей.
Исходя из того, какие показатели наиболее актуальны для каналов массмедиа, «Лениздат.ру» представляет читателям три рейтинга: по количеству подписчиков, их вовлеченности (ERR) и по индексу цитирования.
Подписчики
В первом топе по количеству подписчиков нет никаких сюрпризов: в десятке лидеров такие медиа, как Mash, «Фонтанка», канал «78» и «Петербургский дневник». Неожиданностью для кого-то может быть только попадание в пелотон профильного издания MASHNEWS.
Несколько сотрудников СМИ, занимающиеся развитием Telegram-каналов петербургских медиа, рассказали «Лениздат.ру» о своей работе. Старший редактор «Фонтанки» Юлия Никитина отметила, что из всех соцсетей и мессенджеров Telegram находится сегодня у редакции в приоритете, а доходы от канала уже стали часть бюджета издания.
Два года назад в редакции была создана специальная группа для работы над содержанием канала. В неё привлекаются и корреспонденты «Фонтанки», и сотрудники, которые занимаются только Telegram. Говоря о том, на что она вместе с коллегами ориентируется, Никитина подчеркнула: «Разумеется, первый показатель — это увеличение количества подписчиков. Нас, естественно, не интересуют накрутки и боты. Нам интересны реальные пользователи. От этого зависит процент читаемости и вовлеченности наших пользователей, что, в свою очередь, повышает монетизацию канала».
Журналистка София Саттарова, которая ведет Telegram-канал «ЗАКС.РУ», согласна, что в борьбе за рост числа постоянных читателей канала во главу угла необходимо ставить его содержание: «Я думаю, что самым важным является контент. Если он интересен и/или эксклюзивен, то им заинтересуются читатели и наши коллеги — будут ссылки и репосты, что, определенно, повысит читаемость и принесет новых подписчиков».
Главный редактор «Коммерсант СПб» Андрей Ершов, отвечая на вопрос, по каким критериям он определяет эффективность работы по развитию Telegram-канала, отметил: «Естественно, я смотрю и на количество подписчиков, и на количество просмотров того или иного материала — это два главных показателях. До начала 2023 года соцсетями у нас занимались онлайн-редакторы, которые работают на ленте новостей. С марта прошлого года мы взяли отдельного SMM-специалиста. В его задачу входит ведение нашего Telegram-канала и группы в "ВКонтакте". В результате мы получили серьезный прирост подписчиков».
Telegram-канал петербургского «Коммерсанта» ещё только набирает обороты. Опытные коллеги ставят перед собой более амбициозные задачи. «Фонтанка», например, планирует выйти на первое место по числу подписчиков среди всех Telegram-каналов Петербурга.
«В этом году мы будем развиваться как самостоятельное медиа. Все дальше и дальше уходить от нашей материнской структуры — сайта «Фонтанки». Будем производить уникальный контент и расширять нашу команду. Руководство готово вкладываться в это.
Задача №1 на этот год – обогнать всех конкурентов и стать самым большим каналом по Санкт-Петербургу. Если посмотреть по цифрам, это вполне достижимая цель. Дальше мы намерены соревноваться с агрегаторами, с каналами, которые не производят свой собственный контент, воруют его у всех подряд, в том числе, и у нас. Мы хотим обогнать и их», — делится планами Юлия Никитина.
Таблица по количеству подписчиков
Telegram-каналов
на 05.01.2024
|
Масс-медиа | Количество подписчиков |
---|---|---|
1 | Mach на Мойке | 224 233 |
2 | Фонтанка | 209 399 |
3 | Бумага* (иноагент) | 69 949 |
4 | Мегаполис | 54 549 |
5 | 78|НОВОСТИ | 38 980 |
6 | Ротонда | 29 048 |
7 | 47news | 27 386 |
8 | ТК «Санкт-Петербург» | 26 551 |
9 | Петербургский дневник | 14 965 |
10 | MASHNEWS | 14 521 |
11 | Вести СПб | 13 791 |
12 | Деловой Петербург | 13 052 |
13 | ЛенТВ24 | 7 470 |
14 | КП в СПб | 6 501 |
15 | Peterburg2 | 5 087 |
16 | МК в СПб | 5 078 |
17 | Вечерний СПб | 3 937 |
18 | Online47 | 3 510 |
19 | НТВ СПб | 3 278 |
20 | ЗАКС.РУ | 2 461 |
21 | Business FM СПб | 1 935 |
22 | НС СПб | 1 716 |
23 | MR7 | 1 624 |
24 | Питер FM | 1 473 |
25 | Коммерсант СПб | 1 466 |
26 | Росбалт | 1 212 |
27 | Бюллетень недвижимости | 1 164 |
28 | Радио Зенит | 1 078 |
29 | Новый проспект | 1 061 |
30 | Бездуховности | 1 017 |
Индекс цитирования
Принято считать, что индекс цитирования для Telegram-каналов СМИ — это показатель их авторитета, поскольку он рассчитывается на основе анализа всех упоминаний и репостов канала в мессенджере. Действительно, найти лучший показатель эффективности контента сложно: чем выше ИЦ, тем чаще ваши публикации используют коллеги или читатели.
В этом рейтинге к лидерам подтянулись ЛенТВ24 и «Комсомольская правда в СПБ», рядом «Деловой Петербург», 47news, MR7, Online47, «ЗАКС.РУ» и другие известные в регионе СМИ.
На вопрос «Лениздат.ру», какие показатели канала кажутся ей наиболее значимыми, София Саттарова («ЗАКС.РУ») ответила кратко: «В первую очередь, я обращаю внимание на просмотры каждой записи, репосты и реакции, комментариев у нас нет. Также смотрю на просмотры по часам, чтобы понимать, когда лучше публиковать посты».
Данные по ИЦ за последний месяц согласно TGStat.ru
Масс-медиа | Индекс цитирования | |
---|---|---|
1 | Фонтанка | 1 797 |
2 | Mach на Мойке | 1 577 |
3 | Ротонда | 995 |
4 | 78|НОВОСТИ | 808 |
5 | Бумага * (иноагент) | 715 |
6 | Петербургский дневник | 338 |
7 | MASHNEWS | 295 |
8 | ТК «Санкт-Петербург» | 287 |
9 | ЛенТВ24 | 285 |
10 | КП в СПб | 273 |
11 | Деловой Петербург | 263 |
12 | Мегаполис | 261 |
13 | Online47 | 183 |
14 | 47news | 166 |
15 | ЗАКС.РУ | 116 |
16 | MR7 | 111 |
17 | Коммерсант СПб | 74.9 |
18 | Новый проспект | 49.8 |
19 | Вечерний СПб | 36.3 |
20 | Лениздат.ру | 33.6 |
21 | НТВ СПб | 33.3 |
22 | МК в СПб | 32.8 |
23 | Росбалт | 31.8 |
24 | Радио Зенит | 28.7 |
25 | Вести СПб | 16.5 |
26 | NSP | 13.1 |
27 | Business FM СПб | 11.3 |
28 | Gazeta.spb.ru | 9 |
29 | Бюллетень недвижимости | 8.3 |
30 | Neva.Today | 2.2 |
Вовлеченность аудитории (ERR)
ERR – показатель, который показывает, какой процент подписчиков просматривает публикации канала. Он определяется как отношение среднего охвата публикации к количеству подписчиков. Важно отметить, что речь идет именно о просмотре, а не о прочтении поста.
С ростом численности подписчиков на канале показатель ERR, как правило, снижается, поскольку удерживать внимание большого количества читателей сложнее. Это стоит учитывать, изучая последний рейтинг.
Примером такой закономерности являются фантастические показатели канала «СЖР на Невском», который ведет руководитель Санкт-Петербургского отделения СЖР Дмитрий Шерих. 9 января ERR только появившегося канала составлял…5 974%. И в этом нет ничего удивительного: при 250 подписчиках (на момент написания материала. — Прим. ред.) каждое сообщение канала дублируется каналами СЖР, его председателя или другими ресурсами, например, каналом «Журналистика», у которого более 127 тысяч подписчиков. В результате все посты «СЖР на Невском» собирают в разы больше просмотров, чем количество подписчиков канала.
Комментируя «Лениздат.ру» первые успешные шаги своего нового детища, Дмитрий Шерих подчеркнул, что задача дополнительно продвигать «СЖР на Невском» известными методами не стоит.
«Канал нацелен на определённую профессиональную аудиторию. Количество людей, которые работают в СМИ, в новых медиа Петербурга и Ленобласти, исчисляется тысячами, но не десятками или сотнями тысяч, поэтому это, безусловно, нишевый проект. Мы будем стараться выдавать какую-то эксклюзивную информацию, которая может вызывать интерес у коллег. Вкладываться в продвижение, создавать какой-то штат, тратиться на рекламу просто нет необходимости, да и ресурсов. Всё будем делать своими силами», — подытожил Шерих.
Индекс ERR (c 06.12.23 по 03.01.24)
Масс-медиа | ERR, % | |
---|---|---|
1 | Радио Зенит | 4.22 |
2 | MR7 | 3.23 |
3 | Питер FM | 3.1 |
4 | Ротонда | 2.83 |
5 | Gazeta.spb.ru | 2.54 |
6 | Лениздат.ру | 2.29 |
7 | Вечерний СПб | 2.18 |
8 | ЗАКС.РУ | 2.09 |
9 | Деловой Петербург | 2.08 |
10 | НТВ СПб | 2.07 |
11 | ЛенТВ24 | 2.04 |
12 | NSP | 1.94 |
13 | MASHNEWS | 1.71 |
14 | Бумага* (иноагент) | 1.69 |
15 | Петербургский дневник | 1.58 |
16 | Mach на Мойке | 1.42 |
17 | Коммерсант СПб | 1.38 |
18 | КП в СПб | 1.28 |
19 | Бюллетень недвижимости | 1.17 |
20 | 78|НОВОСТИ | 1.14 |
21 | Business FM СПб | 1.06 |
22 | Фонтанка | 1.01 |
23 | 47news | 0.92 |
24 | ТК «Санкт-Петербург» | 0.78 |
25 | Вести СПб | 0.75 |
26 | Peterburg2 | 0.73 |
27 | Росбалт | 0.69 |
28 | Online47 | 0.68 |
29 | Мегаполис | 0.6 |
30 | Neva.Today | 0.46 |
*Издание «Бумага» внесено в реестр иностранных агентов