Медиановости
/ Петербург

16 октября 2023 18:02

«Расширенный взгляд на журналистику»: чего ждать от новой журналистской премии в Петербурге?

«Расширенный взгляд на журналистику»: чего ждать от новой журналистской премии в Петербурге?Фото: Shutterstock

Под эгидой федеральной премии Союза журналистов России «Золотое перо России» в Петербурге появятся две региональные журналистские награды — «Золотое перо Санкт-Петербурга» и «Золотое перо Ленинградской области». Критериев у новой премии пока нет, но ее учредители уверены, что у них «расширенный взгляд на журналистику».

«Лениздат.ру» поговорил с учредителями новых премий о том, как они будут устроены, чем отличаются от уже существующих премий и кто будет определять достойных награды журналистов. 

28 сентября в Санкт-Петербурге было подписано соглашение между Союзом журналистов России (СЖР) и Домом журналиста об учреждении двух новых региональных наград — «Золотое перо Санкт-Петербурга» и «Золотое перо Ленинградской области». Первые премии в рамках одной церемонии будут вручены в начале следующего года. Именно премии, а не награды за состязание в конкурсе, подчеркнул подписавший соглашение Андрей Ильин, директор Дома журналиста.

Глава петербургского отделения СЖР Дмитрий Шерих отмечает, что пишущие и снимающие коллеги не смогут самостоятельно подать заявку на участие в новом «Золотом пере». Это будут делать за них организаторы, среди которых, возможно, окажется и руководитель областной ячейки СЖР Михаил Компа. От комментариев он пока воздерживается. Как и Михаил Трофименков, журналист и кинокритик, обладатель Гран-при конкурса «Золотое перо», который подтвердил «Лениздат.ру» свое участие в проекте.

 

Андрей Ильин, Директор АНО «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки» (управляющая компания Дома журналиста).

— Почему соглашение о новых премиях под эгидой СЖР подписывали руководитель союза Владимир Соловьев и Вы – директор Дома журналиста?

— Это ситуация, в которой достаточно тяжело сходу разобраться. У петербургского профессионального журналистского конкурса «Золотое перо» есть несколько учредителей. Кстати, Дом журналиста в лице АНО «Санкт петербургский центр информационной поддержки» стал таковым всего два года назад, в разгар пандемии, а затем времена стали совсем тяжелые. Тогда среди учредителей и появились разные мнения о том, проводить или не проводить конкурс, по каким критериям оценивать работы.

Понятно, что после начала «специальной военной операции», мнения журналистов разделились. Одни покинули страну, другие публично заявили о своем несогласии с проведением «спецоперации». У нас, в Доме журналиста, например, висел портрет коллеги, которая является обладателем Гран-при «Золотого пера», но была внесена в реестр иностранных агентов (речь идет о журналистке Ирине Тумаковой* — прим.ред.). Сейчас, правда, эта галерея доступна лишь виртуально. Мы переделываем все портреты.

С конкурсом «Золотое перо» из-за этого появилась неопределённость. Мы, как учредители и организаторы, не могли прийти к единому консолидированному решению, как и когда его проводить, какие работы на него выносить и как их оценивать, что немаловажно. Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в этой ситуации заявил, что не хочет проводить конкурс. Эта позиция была принята остальными учредителями.  

Дом журналиста как организация, которая находится «над схваткой» и не участвует напрямую в жизни журналистского сообщества, решил обратиться к руководству СЖР с предложением организовать в городе и области премии для журналистов. В том же формате, в котором проходит торжественная церемония вручении премий СЖР «Золотое перо».

Мы хотим попробовать это сделать на нашем региональном уровне, ведь жизнь продолжается. Есть прекрасные журналистские работы, ваши коллеги пишут, снимают, фотографируют. Почему нужно отказываться от идеи их отметить, несмотря на все разногласия?! В Москве нас поддержали, причём достаточно быстро. Теперь нам нужно будет решить массу организационных моментов, но мы движемся к тому, что в начале следующего года уже сможем вручить премии. Заостряю внимание, что это не конкурс журналистского мастерства, а именно премия — награждение наиболее авторитетных журналистов города и области.

— Как будет формироваться оргкомитет этих премий? Войдут ли в него руководители региональных отделений СЖР города и области?

— Не могу сейчас подробно на этом остановиться, потому что все организационные вопросы мы будем решать в ближайшие два месяца. Постараемся все сделать быстро и, конечно, проинформируем журналистское сообщество о наших усилиях. 

Руководители отделений, на мой взгляд, не войдут в оргкомитет, но представители местных организаций СЖР, естественно, и от города, и от области там будут. Возможно, те журналисты, которые входили в жюри нашего местного «Золотого пера», намеренно «выйдут за скобки», чтобы не давать простора для кривотолков. Хотя, на мой взгляд, они вполне могли бы принять участие в организации новых премий. Возможно, так и будет. Думаю, на объективность результатов это никак не повлияет.

— Будет ли победитель получать денежный приз? Если да, то откуда возьмутся деньги на премии?

— Да, скорее всего будет. Мы сделаем все для того, чтобы он появился. Ценность и авторитет самой премии всегда должен подтверждаться вескими аргументами. Не секрет, что для проведения последнего конкурса «Золотое перо» организации-учредители вносили собственные средства. Мы будем привлекать, в первую очередь, спонсорские деньги. Так было всегда. Понятно, что нам надо будет привлекать какие-то заинтересованные организации, которые смогут нас поддержать. Это уже отдельная работа.

— В чем будет заключается участие СЖР в организации этого проекта?  

— У них есть выработанные форматы премии, опыт проведения церемоний. Для нас это очень важно, потому что не хочется «изобретать велосипед». С одной стороны, у них всё отработано, с другой — у нас есть своя региональная специфика. Мы её добавим. Надеюсь, гибрид будет достаточно крепкий.

Кроме того, СЖР — это авторитетная организация, что для нас очень важно. Их бренд и авторитет дают очень многое.

Премия правительства Санкт-Петербурга вручается в Доме журналиста в последней декаде декабря. Чем одно мероприятие будет отличаться от другого?

— На мой взгляд, их концепции серьезно отличаются. Смольный ставит перед журналистами, откровенно говоря, некие задачи. У чиновников свой взгляд на журналистику. Они занимаются городской информационной политикой. Можно прямо сказать, что это в какой-то степени пропаганда, и те журналисты, которые занимаются ей успешно, отмечаются премией правительства. Пусть это будет так.

У нас более расширенный взгляд на журналистику. Я не готов называть пока какие-то критерии, по которым мы будем награждать победителей, но примерно через месяц мы с ними определимся и расскажем, за что эти премии будут вручаться в первую очередь.

 

Дмитрий Шерих, главный редактор «Санкт-Петербургских ведомостей», председатель Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России, член правления АНО «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки» (управляющая компания Дома журналиста).

— Уже проработаны критерии, по которым будут определяться победители?

— Пока нет, поскольку Дом журналиста лишь недавно заключил предварительное соглашение с Союзом журналистов России. Наверное будет разумно и целесообразно воспользоваться многолетним опытом СЖР. Напомню, что в этой организации обладателей общероссийской премии «Золотое перо» определяет руководящий орган — Секретариат.

Предполагаю, что и в нашем случае решение могут принимать члены правления Дома журналиста и члены руководства отделений СЖР по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Думаю, будут приглашены и другие видные представители журналистского сообщества.

— Опираясь на опыт СЖР, можно ли все-таки подробнее рассказать, как будут определяться обладатели новых «Золотых перьев»?

— У СЖР общие критерии сформулированы в положении о премии. По сути, они мало чем отличаются от тех параметров, по которым вручались награды «За вклад в профессию» в рамках петербургского конкурса «Золотое перо».

По сути говоря, премия СЖР — это так или иначе награда за общий вклад человека в развитие отрасли. Их получают известные коллеги и ветераны.

Главной награды СЖР — «Золотое перо российской журналистики» — удостоены из нашего города трое: Борис Вишневский, Иннокентий Иванов, Михаил Трофименков. Есть отдельная номинация для тех, кто пишет публицистические книги: так, Анатолий Аграфенин получил награду в номинации «Золотая полка российской журналистики». Александр Анучкин и Анжелика Гурская были отмечены в номинации «За профессиональное мастерство». Это награда больше ориентирована на топ-менеджеров СМИ, руководителей творческих проектов.

Возможно, и у нас структура номинаций останется примерно такой же, как в Союзе журналистов России.

— Чем точно будет отличаться процедура вручения новых наград от приостановленного конкурса «Золотое перо»?

— Как справедливо говорит председатель СЖ СПб и ЛО Андрей Радин, новое «Золотое перо» — это не конкурс, это — премия. Иной формат, другая институция. У нас точно не будет процедуры, согласно которой каждый желающий подаёт свои работы за отчётный период, потом работы поступают на рассмотрение жюри, их читают и оценивают. У нас вся процедура выдвижения будет проходить внутри трех организаций: Дом журналиста и двух отделения СЖР по городу и области.

Если у других журналистских объединений, у коллег есть свои предложения, кого стоит отметить, я всегда готов от имени петербургского отделения СЖР поддержать достойную кандидатуру. Уверен, что и глава областного отделения Михаил Компа поступит так же. Не вижу в этом никакой проблемы. С удовольствием выслушаем все предложения и учтём их, конечно.

— Может ли автор, из материалов которого явно следует, что он, например, не поддерживает «линию партии», претендовать на будущую премию?

— У нас есть российское правовое поле и журналистское пространство, которое существует в рамках наших двух регионов. На это мы и будем ориентироваться при организации премий.

Точно не смогут претендовать на победу представители медиа, которые официально не зарегистрированы как СМИ. В этом принципиальное отличие позиции СЖР от позиции Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, например. Кроме того, мы не принимаем в нашу организацию блогеров, а СЖ СПб и ЛО теперь это может делать. Мы исходим из того, что в законах РФ есть одно определение, что такое «журналист» — сотрудник зарегистрированных СМИ.

*Признана Минюстом РФ иностранным агентом