Подкаст, как относительно новый сегмент медиа, бурно развивается во всем мире. 455 миллионов человек слушают около 5 миллионов подкастов.
С 2019 года их аудитория ежегодно увеличивается на десятки миллионов слушателей. В России к 2020 году более 16 миллионов жителей больших городов хотя бы раз в месяц включали какой-то подкаст.
Об особенностях этой индустрии в России и о том, как на неё повлияла «специальная военная операция», «Лениздат.ру» рассказал главный редактор издания Podcasts.ru Эдуард Царионов.
- Сколько примерно подкастов регулярно выпускается в России и для российской аудитории?
- Последние актуальные данные о количестве подкастов были в конце 2021 года. Тогда всего подкастов на сервисе «Яндекс.Музыка» было около 12 тысяч, активных из них — 3 тысячи. Динамика роста была — по 400 новых подкастов в месяц. Поэтому мы можем предположить, что сейчас на рынке около 20 тысяч подкастов.
- Что за аудитория слушает подкасты в России? Какова ее динамика интереса к ним?
- Аудитория очень сегментирована, и нарисовать единый портрет слушателя не получится. Есть как многочисленные слушатели «Радио Комсомольская правда», так и молодые потребители оппозиционных медиа и развлекательных проектов.
Точно можно сказать, что подкастами почти не интересуются люди старше 45 лет, а примерно 20% слушателей работают в сфере IT.
Что касается динамики, — отследить её сложно из-за отсутствия достоверных исследований.

Личный архив Эдуарда Царионова
- Подкасты на какие темы и каких форматов наиболее популярны у россиян?
- Самые популярные форматы — разговорные подкасты и интервью. Однако за последний год, благодаря выходу нескольких громких проектов, вроде «Учениц», вырос интерес к сложным нарративным подкастам.
«Ученицы» — это расследование о сексуальной эксплуатации школьниц и школьников в летней экологической школе. Оно вышло как спин-оф подкаста «дочь разбойника» в студии «Либо/Либо».
Если верить исследованиям «Лайфхакера», то самые популярные темы подкастов: наука, образование и искусство. Но по данным podcast.ru, наибольшим спросом пользуются сюжеты о психологии, отношениях и политике.
- Можно ли сравнить наш рынок с европейским, американским или азиатским?
- Проводить сегодня аналогии с мировым рынком бессмысленно. В России блокируются или становятся недоступны стриминговые сервисы, блокируются подкасты на самые разные темы — от ЛГБТК+ до политики.
В марте этого года подкаст «Колезев (Дмитрий Колезев признан Минюстом РФ иностранным агентом) и Микитась» исчез из каталога «Яндекс.Музыки». Это произошло по требованию Роскомнадзора, который обнаружил в выпусках недостоверную информацию о спецоперации на Украине.
Также «Яндекс.Музыка» удалила подкаст издания «Холод» «Кавачай» о «специальной военной операции» на Украине. В письме «Яндекс. Музыки» говорится, что доступ к подкасту ограничен по требованию Роскомнадзора.
Мы оторваны от общемирового процесса развития аудиорынка, несмотря на старания локальных (и качественных) игроков вроде «Яндекс. Музыки» и mave.
- Реально ли оценить долю информационных подкастов в российском сегменте?
- Новости — шестая (из пятнадцати) категория по количеству проектов на 2021 год. При этом, конечно, многие новостные подкасты, работающие с узкими темами вроде спорта или культуры, могут быть не включены в эту категорию, поэтому точно ответить на этот вопрос не получится.
- Как сегодня авторы подкастов и подкаст-студии могут монетизировать контент в нашей стране?
- Существуют две модели: рекламная и краудфандинговая. То есть подкастеры либо продают интеграции брендам в своих выпусках, либо просят слушателей донатить на развитие проекта.
То, какой метод работает для того или иного подкаста, зависит от его тематики и размера аудитории.
- Как на индустрию повлияло 24 февраля 2022 года?
- Индустрия сжалась. Многие подкаст-студии релоцировались в другие страны. Примерно 40% рекламодателей ушли из России. Только сейчас рынок начинает оправляться, приходят новые рекламодатели, но это медленный и нестабильный процесс.
Состояние подкастинга сильно зависит от общего экономического состояния на рекламном рынке и в стране. Поэтому любые кризисы бьют по количеству денег в индустрии.
Кроме того, за прошедший год появилось гораздо меньше качественных инди-проектов, то есть тех, которые сделаны самостоятельно автором-подкастером, без студий и продюсеров, обязательств перед редакциями или рекламодателями. Во многом из-за того, что людям было не до создания контента.
- Появились ли новые запросы у аудитории за последние полтора года?
- Мы увидели повышенный интерес к новостным и поддерживающим подкастам, а также подкастам о релокации. Но, скорее всего, это временный тренд.
- Какова финансовая ситуация в индустрии по итогам 2022 года и первого квартала 2023-го?
- У меня нет данных о финансовом состоянии рынка. Да и никто ими не обладает. Все владельцы студий могут говорить только о себе, общей статистики нет.