Медиановости
/ Власть, Интернет

28 июля 2023 15:00

С YouTube выдачи нет: что несет за собой регулирование рекомендательных алгоритмов в онлайн-сервисах

С YouTube выдачи нет: что несет за собой регулирование рекомендательных алгоритмов в онлайн-сервисахФото: Shutterstock

Государственная дума приняла закон о регулировании рекомендательных сервисов онлайн-платформ. Теперь соцсети, видеохостинги, поисковики, онлайн-кинотеатры и маркетплейсы не должны допускать «применение рекомендательных технологий в целях предоставления информации с нарушением российского законодательства».

Влиянию рекомендательных систем каждый человек подвергается, как только заходит в интернет. Эти программы предугадывают, что пользователю будет интересно в разных сферах, используя данные его профиля и учитывая, на каких сайтах он оставил «цифровые следы». И предлагают соответствующий контент.

«Лениздат.ру» поговорил с экспертами о том, есть ли опасность для пользователя в непрозрачности рекомендательных алгоритмов и как новый закон скажется на работе медиа и онлайн-площадок.

 Что там под капотом?

Медиаменеджер Павел Власов-Мрдуляш, бывший руководитель новостного агрегатора «СМИ2» и медиа платформы «МирТесен», подчеркивает, что рекомендательные системы уже давно являются основой многих популярных цифровых сервисов – от «умной» ленты в соцсетях и рекомендаций в YouTube до онлайн-кинотеатров, музыкальных стримингов и даже dating-приложений.

Принятый закон разрабатывался с 2020 года. В высоких кабинетах идеи о необходимости обуздать популярность определенных роликов в Сети была популярна. После 24 февраля прошлого года вопрос об информационной безопасности приобрел в стране новое звучание. В Думе законопроект ожидали еще в конце 2022 года, но официально он был внесен на рассмотрение только в июне. Слишком много нареканий вызвал его первоначальный вариант.

Теперь нововведения оформлены как поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». С 1 октября владельцы ресурсов, использующих рекомендательные алгоритмы, обязаны не только сообщать об их применении пользователям, но и раскрывать механизмы работы данных технологий. Нарушение закона чревато не только административной, но и уголовной ответственностью.

Автор и главный идеолог закона – заместитель главы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, единоросс Антон Горелкин, комментируя его принятие, подчеркнул: «Рекомендательные технологии могут быть очень опасны, и уже используются как инструмент в информационной войне. Мы должны быть уверены, что с помощью рекомендательных технологий не распространяется деструктивный контент, и данные пользователей не используются в незаконных целях».

Горелкин, бывший журналист, еще год назад с подозрением относился к YouTube: «Ему достаточно перенастроить рекомендательные алгоритмы, чтобы антироссийский контент доставлялся не только тем, кто интересуется политикой, а максимально широкому кругу».

Правда, уже этим летом депутат признался, что просто запретить видеохостинг в России нельзя. «YouTube – враждебен, но альтернативы пока нет. Блокировать его сейчас невозможно. Google годами встраивался в нашу цифровую инфраструктуру, построил CDN-сеть по всей стране», – отметил Горелкин.

Павел Власов-Мрдуляш признает, что проблема непрозрачности рекомендательных алгоритмов действительно актуальна: «Общество не знает и не имеет ни малейшей возможности узнать, что находится "под капотом" сервисов, которыми оно пользуется. Непрозрачность рождает подозрения: а вдруг медиаплатформы влияют на отбор контента в угоду, например, политическим силам или своим коммерческим интересам?»

С другой стороны, по мнению эксперта, пока не очевидно, как будет осуществляться регулирование. Не понятно и как сервисы станут уведомлять пользователей: они вполне могут разместить на видном месте длинный нечитаемый документ, и не раскрывать алгоритм действий.

Пока сложно прогнозировать, как новый закон повлияет на то, что обыватель увидит в сети. По мнению депутатов, он должен снизить процент «фейков» и деструктивного, с их точки зрения, контента. Под этим контентом, вероятно, подразумеваются статьи, стримы, подкасты, видеоролики, производимые иноагентами и нежелательными организациями. Вопрос только в том, сможет ли государство реализовать изложенное на бумаге.

«А судьи кто?»

Директор «Института исследования интернета» Карен Казарян полагает, что иностранные платформы и сервисы (тот же YouTube) проигнорируют усилия депутатов. «Очевидно, что зарубежные сайты не будут исполнять данный закон. У нас уже есть множество законов, которые позволяют применить санкции – одним больше, одним меньше. Например, у нас есть закон о "приземлении". Я не заметил, чтобы хоть одна иностранная компания его выполнила», – подчеркнул он.

Действительно, с 1 января 2022 года иностранные IT-кампании, сайты которых в нашей стране посещают свыше полумиллиона пользователей в сутки, были обязаны зарегистрировать в РФ официальное представительство. Но и после предельного срока большинство компаний, попавших под действие закона о «приземлении», зарегистрировали лишь личные кабинеты на сайте Роскомнадзора.

На вопрос, справится ли российский регулятор с обязанностями по соблюдению нового закона, эксперт затруднился ответить. «Об этом нужно спрашивать господина Хинштейна и всех остальных. Видимо, на законопроект столько времени потратили, что решили его принять хоть в какой форме, убеждая себя, что он очень нужен, и Россия в данном случае идет в фарватере международных тенденций. Поскольку в Евросоюзе и других странах тоже обсуждают подобное регулирование, значит, мы впереди планеты всей. Практическая ценность закона и то, как он повлияет на российскую индустрию, вторичный момент», – полагает Казарян.

Автор Telegram-канала «Как устроены медиа», главред «Делобанка» Алексей Березовой констатирует, что, согласно новшествам в законодательстве, нарушения возникают, если владелец платформы собирает и анализирует сведения о предпочтениях пользователей, не получая на то их явного согласия или не предоставляя пользователю возможность контролировать и управлять своими данными. Всё это, по мнению эксперта, сопряжено с потенциальными рисками: утечка персональных данных, неправильное воздействие на предпочтения и интересы, избирательное предоставление информации.

«По сути, речь идёт о неправомерном обучении алгоритмов рекомендательных систем. Я пока не представляю, как можно доказать неправомерное обучение. Однако я хорошо понимаю широту возможностей, которые открываются благодаря возможным трактовкам этого документа. Соответственно, исполнить новый закон формально можно, но вот как он будет трактоваться контролирующими органами, это большой вопрос», – заключает Алексей Березовой.

Непрозрачные алгоритмы

Во время обсуждения законопроекта неоднократно упоминался зарубежный опыт регулирования в этой сфере. В Европе сейчас действительно уделяют внимание рекомендательным алгоритмам различных онлайн-платформ. Самый свежий пример – решение Управления по защите данных граждан Норвегии запретить с 4 августа на три месяца Facebook* и Instagram* таргетирование рекламы с использованием данных пользователей. Как пишет Politico, норвежские чиновники считают, что эти данные соцсети получают «непрозрачными средствами».

Отличия норвежской ситуации от российской достаточно очевидны. Временный запрет в Норвегии будет снят, если соцсети позволят местным жителям избегать рекламы, предлагаемой им в соответствии с их предпочтениями. При этом использовать сведения о пользователях, которые они сами предоставляют на своей странице в Facebook* или Instagram*, соцсетям можно. Государство в Норвегии не требует, как в России, разместить в открытом доступе описание процессов и методов сбора и анализа сведений, относящихся к предпочтениям интернет-пользователей. Это положение нового закона может коснуться коммерческих секретов и интеллектуальной собственности российских онлайн-площадок.

Повлияет ли это на их дальнейшую деятельность, сегодня сказать невозможно. Какие сведения будет необходимо раскрывать, опишет подзаконный акт. «Объем раскрываемой информации нам сейчас неизвестен, но одно из основных замечаний со стороны бизнеса в том, что перечень этой информации был слишком избыточный», – пояснил Карен Казарян.

Сотрудники пресс-служб «Яндекса» и «ВКонтакте» на предложения «Лениздат.ру» прокомментировать ситуацию не откликнулись. Известно, что представители крупнейшей российской поисковой системы недавно открыто поддержали инициативу законотворцев. Год назад они вместе с коллегами из VK настаивали, чтобы из проекта закона удалили предоставление пользователю возможности полностью отключать рекомендательные алгоритмы. Депутаты пошли навстречу российским интернет-гигантам. Скорее всего, в ходе обсуждения законопроекта были достигнуты необходимые договоренности.

Если же речь идет о СМИ, то эксперты полагают, что им стоит быть начеку. Алексей Березовой уверен, что на продвижение контента напрямую нововведения не повлияют, но точно заставят медиа быть ещё более осторожными.

Вторит ему и Павел Власов-Мрдуляш, который считает, что очередной закон, регулирующий интернет-индустрию, может быть использован для цензурирования неугодного властям контента. «Свобода распространения информации в Сети осталась в далеком прошлом, и, возможно, текущий status quo –  далеко не предел закручивания гаек», – отметил эксперт.

*Компания Meta, управляющая Facebook и Instagram, признана экстремистской и запрещена в РФ