«Тавдинская неделя» выходит в небольшом городе Свердловской области с населением около 33 000 тысяч человек тиражом 3 000 экземпляров. У издания несколько десятков тысяч подписчиков на различных аккаунтах в социальных сетях. В редакции трудятся всего четыре журналиста, а предприятие является семейным бизнесом. Главному редактору и владельцу газеты Роману Данилову 36 лет. Высшее профессиональное образование он получил уже после того, как возглавил издание.
Глядя на первые полосы еженедельника, иногда сомневаешься, что он выходит в нашей стране. Острые темы и заголовки сразу бросаются в глаза. Медиаэксперт, главный редактор NGS24 Евгений Зиновьев считает «Тавдинскую неделю» лучшей частной региональной газетой России на данный момент.
Роман Данилов рассказал «Лениздату», как его издание работает с читателями, о чем он беседует с местными чиновниками и за что на него подавали в суд. Поделился он своим мнением и об экономической ситуации в родной Тавде.
– Как в 2007 году издание появилось на свет? Как формулировалась владельцами его концепция?
– В 2007 году мне было 19–20 лет. С детства у меня был интерес к прессе. Подростком я уже верстал несколько местных газет. Понятно, что в таком возрасте о своей газете мыслей не было, но задумывался хотя бы о каком-то бизнесе, связанном с медиа. Появилась идея открыть мини-типографию. Тогда они по всей стране работали, а у нас этого не было, поэтому мне захотелось попробовать. Уже начал и офис подыскивать и какое-то оборудование, но что-то останавливало. У меня возраст ещё такой был, когда ничего не знаешь. Это всё с отцом вместе делалось. Он, конечно, знал про мой интерес к издательскому делу и в какой-то момент предложил сразу делать газету, чем меня очень сильно удивил. Я, наверное, был не очень готов, но он сказал: «Давай попробуем». Это произошло в апреле 2007 года. Когда мы поехали регистрировать издание, то ещё не было какой-то концепции. Было только желание делать газету.
– Вы сразу стали учредителем и владельцем «Тавдинской недели»? И как появилось название?
– Да, меня сразу же сделали учредителем. Открыли ИП. Я единственный владелец. Отец был и остается главным помощником. Моя мама тоже работает в газете. Изначально мы хотели издавать «Наш город», но во время регистрации нам сказали, что такое название очень часто встречается. Сейчас уже и не вспомню все варианты, которые мы обсуждали. Буквально «методом тыка» получилась «Тавдинская неделя». Через месяц, наверное, пришла лицензия, и мы окончательно осознали, что пора приступать к работе.
– Итак, вы стали главным редактором издания. Как вы набирали редакцию, раз всё так спонтанно получилось?
– Сперва не было ни штата, ни офиса. Первые 3–4 месяца точно. Поскольку я верстал газеты, то какие-то знакомства у меня были. Предложил одной женщине, которая ранее возглавляла отдел писем в местном издании, стать главным редактором. Я очень большую ставку на нее делал. Она к этому делу очень серьезно отнеслась… и отказалась. Она хорошо знала проблемы печати и скептически отнеслась к задумке. Так по стечению обстоятельств мне самому пришлось возглавить редакцию. Раз сам такое дело замутил, не мог отказаться. Пришлось всё брать на себя.
– На тот момент у вас не было высшего образования…
– У меня тогда не было никакого образования. Только неоконченная семинария. Позже, когда газета уже вовсю работала, я поступил в Тобольскую государственную социально-педагогическую академию им. Д.И. Менделеева. Ездил в Тобольск на занятия, окончил отделение журналистики. Мне, конечно, было проще учиться, поскольку на практике уже появились знания и понимание, как всё работает.
– Как в результате вы набрали штат?
– По объявлению в газете: «Требуются внештатные корреспонденты». Оно у нас годами выходило в разделе «Вакансии». Начали появляться разные люди. Кто постоянно работал, почти с самого основании, кто стажировался.
– Сколько журналистов сегодня делают газету?
– Четыре человека. Основные темы освещает Валентина Платонова, я отвечаю за оперативную информацию, хронику местной жизни. Плюс еще двое пишущих коллег – Вячеслав Вдовичев и Наталия Данилова.
– Кто занимается аккаунтами в социальных сетях?
– У нас 8 групп в соцсетях и аккаунты в разных мессенджерах. Их аудитория – около 50 тысяч человек. Мне приходится самому за всем следить, размещать материалы и рекламу, адаптировать тексты.
– Как вы определяете запросы аудитории? Заказываете исследования?
– Нет, все гораздо проще. Интуитивно, плюс метод проб и ошибок. Когда работаем над какой-то темой, спрашиваем людей, насколько им это интересно, что они думают по этому поводу. Проводим опросы.
– У редакции обратная связь с читателями через социальные сети?
– Не только. У нас три основных вида коммуникаций с горожанами. В социальных сетях они оставляют комментарии или пишут сообщения. С авторами интересных месседжей я связываюсь. Часто нам звонят с какой-то проблемой. Секретарь всё записывает. Потом разбираем, интересно это или нет и кому из коллег можно это дело поручить.
И третье: есть у нас «Чашка чая по четвергам». В среду мы газету сдали, обсудили номер, спланировали следующий, а четверг у нас свободный. Мы можем пообщаться с читателями, пригласить к себе на чай. Бывает, что никто не приходит, а бывает очередь на входе. Примерно с 11:00 мы сидим и чаевничаем с гостями.
– Как газета распространяется? Сколько экземпляров вы печатаете сегодня и с каких цифр все начиналось?
– Тираж сейчас остановился на 3 000 экземпляров, но, честно признаюсь, продается не весь. Начинали мы с 999 экземпляров. С распространением с каждым годом все сложнее, потому что сейчас везде открываются сетевые магазины. Туда с газетой не попасть, а мелких магазинов почти не осталось. В центре Тавды их совсем нет. Там мы реализуем «Неделю» через газетно-журнальные ларьки, отделы, киоски. Хотя бы они остались. На пике у нас было почти 90 точек распространения по городу. Сейчас их около 40.
– Издатели вечно жалуются на «Почту России». Многие перестали с ней работать. А вы?
– Мы начали с ними сотрудничать примерно через год после старта. До этого я все не решался. Первые годы все шло неплохо, пока ценовая политика у них не стала драконовская. Потом у нас просто не было другого выхода. Мы иногда уже постфактум узнавали, что произошло очередное повышение цен. И сегодня мы продолжаем оформлять через них подписку.
– Свою доставку не пробовали организовать? У некоторых издателей это неплохо получалось в нашей стране.
– Мы просчитывали такой вариант, но останавливались на том, что не найдем постоянных исполнителей. Никто не будет работать раз в неделю, либо персонал будет всё время меняться. Каждую неделю может возникать проблема: кто понесет газету подписчикам? Наш город, хоть и маленький, но он очень сильно раскидан, если так можно выразиться. Двумя-тремя распространителями не обойтись. Необходимо иметь в каждом районе по человеку, а это большая проблема.
– Есть ли у вас конкуренты в городе?
– Сейчас лицензию интернет-издания имеет сайт городской администрации. Там они публикуют, конечно, не новости, а информацию о своей деятельности. Есть ещё муниципальная газета. Мне кажется, что её сотрудники особенно не заморачиваются с темами – при любом раскладе их газета выйдет. Других новостных ресурсов в Тавде, кроме нас, нет.
В плане конкуренции бывают неприятные моменты, когда что-то придумаешь, а это потом появляется на других сайтах. Или в соцсетях выставишь – через 30 секунд твое фото или видео, которое ты сделал и обработал, уже разобрали.
А случается, что съездили мы, например, в какой-то поселок, чтобы разобраться с проблемной темой, люди поделились своими бедами, переживаниями. Вслед выходит материал, «поясняющий», что не так уж «это всё и страшно», как пишут «некоторые».
– Для любого частного издания рекламодатель – главный партнер. Как с ними обстоят дела?
– Ситуация постепенно ухудшается. Раньше рекламодателей было больше. С 2014-го одни закрылись, другие ушли. До того момента было много представителей федеральных структур: магазинов, операторов сотовой связи, банков и так далее. Потом во время пандемии нас государство посадило по домам. Вот вам 10 тысяч рублей, что хотите, то и делайте. Как офису работать? Никого не можем пригласить. Бизнес тоже всю рекламу отменил. Не все, конечно, но многие.
В последние полтора года новые проблемы. Когда начались скачки доллара, это сразу сказалось на цене за бумагу. Мы, наверное, с 2019-го не поднимали цену за рекламу, поскольку рекламодатели такого не потянут. Если рассуждать объективно, то и цену на газету нужно поднимать в 2 раза, но мы не можем этого себе позволить, зная возможности наших читателей. Кто-то останется, кто-то, конечно, не сможет покупать. Находимся в режиме выживания.
Пытались какие-то государственные гранты получить, месяцами занимались перепиской – бесполезно. Только время тратили на разработку литературных и исторических проектов, под которые просили деньги. Потом уже мне объяснили, что главное – хорошо и грамотно заявку на грант составить и неважно, какой у тебя проект, насколько он интересный. Я изучил список победителей. Это безобразие. Детский проект, например, это сканворд, скачанный из интернета, и на него деньги выделили. Два раза я пытался заявиться, потом плюнул на это дело.
– Ваше предприятие прибыльное?
– Пока еще прибыльное. У нас есть дополнительные виды бизнеса, которые помогают продержаться на плаву. Работаем, но не с теми доходами, что были до 2014 года. Тогда мы могли позволить себе откладывать на развитие. В 2012-м решили построить дом, где разместились бы офисы и редакция. Понятно, что не знали, какие впереди события нас всех ожидают. Рассчитывали на те доходы, которые тогда имели. Год за годом строились. Сейчас уже коробка стоит под крышей с окнами, но на остальное финансов не хватает.
– Как у «Недели» складывались отношения с местной администрацией?
– На сегодня с администрацией сложилось какое-то взаимопонимание. Раньше бывали разные ситуации, вплоть до грозных звонков и судов. Запрещали некоторым городским учреждениям давать нам информацию. Это, конечно, был для них минус. Кто-то одумался и возобновил сотрудничество, кто-то до сих пор сидит запершись.
Чиновники уверены, что мы не знаем, как делать газету. И начинают нам объяснять, как необходимо работать, какие темы нужно освещать, насколько важен позитив. Послушаешь всё это и пытаешься растолковать, что не делишь информацию на позитив и негатив. Новость –она о том, что произошло. Если у нас 5 негативных фактов и 2 позитивных, то нам отсеивать негатив, чтобы был какой-то баланс? Это несерьезно. Мы ведь ничего из пальца не высасываем.
Если не хватает позитива, то, значит, вы не открыли, например, новый детсад или дорогу. Если вы это сделаете, мы, конечно, всё осветим. Они этого не понимали. С самого начала нашей работы считали, что сидим мы в редакции, в своем логове, руки потираем и думаем, какую бы гадость про них написать? Я однажды прямо спросил: вы так думаете? У них такая была растерянность! Они, конечно, вслух не сказали: «А разве это не так!», но на лице все было написано.
– Из-за чего на газету подавали в суд?
– В более свободные времена мы давали возможность высказаться местным депутатам и общественникам. Они с удовольствием публиковались. Понятно, что в администрации какие-то их высказывания не нравились. Помню смешной момент, когда чиновнику «стало плохо» спустя месяц после подобной публикации. Депутат отправил текст в муниципальную газету и нам. На суде выяснилось, что слов, из-за которых у истца «ухудшилось здоровье», в нашей газете просто нет. Я некоторые моменты опустил, чтобы на полосе не образовался «кирпич». В результате удалось выиграть суд. Нам тогда ещё оказали юридическую помощь коллеги из «Российской газеты – Урал».
– Глядя на обложки «Тавдинской недели» 2023 года, неизбежно хочется спросить: не боитесь претензий со стороны правоохранительных органов?
– Нет, после 24 февраля 2022 года к нам никаких претензий не было. Поступила только просьба от чиновников – убрать из соцсетей видео, на котором ребенок плачет, когда прощается с отцом. Мы его взяли с разрешения жены. Администрация попросила убрать, поскольку зрелище было не для слабонервных, душераздирающее. Я пошел на эту уступку и убрал.
Каких-то претензий или вопросов по поводу тем и обложек не было. Тем более что мы единственные, кто рассказывает о семьях мобилизованных земляков. Можно сказать, что это городская летопись. Всё это останется в истории, а она потом рассудит, что сейчас происходит. И городская библиотека ведет архивы на основе наших бесед с семьями участников СВО.
Последний раз на беседу в правоохранительные органы меня приглашали после протестов в январе 2021 года. Поскольку это не наша повестка, то мы в газете их не освещали. Может быть, где-то в авторской колонке или в наших соцсетях информация появлялась. Тогда молодежь в Тавде собралась в центре города. Называлось это у них, если я не ошибаюсь, прогулкой. Они вышли, делали селфи. Мы разместили эти фото в соцсетях под разделом «Фотофакт. Молодежь вышла гулять». Это не казалось каким-то криминалом. Соцсети – это ведь не ТАСС, не «Российская газета», не РИА Новости. Однако местные правоохранительные органы очень удивились и позвали на разговор (потом выяснилось, что с ребятами и их родителями тоже провели «беседу» полиция, учреждения образовании и ПДН). Такие «профилактические беседы» время от времени случались.
– И как проходила беседа в тот раз?
– Прихожу. Там сидят три товарища из разных трехбуквенных учреждений, которые начали мне рассказывать, что у нас в стране происходит, почему молодежь вышла и по каким причинам такие фотографии выставлять нельзя. Я очень удивился, что нельзя публиковать селфи молодых людей, которые вышли на улицу и сделали фото на фоне местного памятника. Это очень патриотично, между прочим. Собеседники меня спрашивают, то есть если мы выйдем и сфотографируемся, вы и нас выложите? Да, отвечаю, конечно. А что в этом такого? Мне кажется, у них тогда произошел сбой системы. Перед ними поставили задачу со мной очень серьезно поговорить, но выполнили они её или нет – им самим было непонятно.
При этом общался я сразу с тремя сотрудниками разных ведомств. Вопросы задают почти одновременно, а ты гадаешь, кому отмечать первому. Конечно, разыгрывается театральная постановка про «хороших и плохих полицейских», которые сначала на тебя давят, а потом вдруг становятся твоими лучшими друзьями.
Беседовал Петр Годлевский