«Дискурс» — открытая независимая медиаплатформа, которая даёт возможность каждому стать автором и рассказывать значимые истории так, чтобы они были услышаны. Мы поговорили с редакторкой самиздата Галиной Виноградовой (имя изменено — прим. ред.) о горизонтальной редакции, блокировке и уголовном деле корреспондента из Петербурга Севы Королёва, которого обвиняют в распространении «фейков» об армии.
В 2016 году сообщество энтузиастов создало «Дискурс» – медиапроект, который смог «предоставить открытую платформу для выражения абсолютно любой точки зрения абсолютно любого человека».
«Если человеку есть что сказать, было бы очень здорово, если бы он имел такую возможность», — говорит об идее медиапроекта редакторка Галина Виноградова.
«Открытая редакция самиздата предполагает, что любой автор может принимать участие в редактировании и подготовке каждого материала. Если, например, текст набрал пять голосов «за», его поддержали минимум пять участников, то материал публикуют», – делится Галина, – «”Дискурс” как на начальном этапе, так и сейчас, работает на энтузиазме. Наши авторы – люди, которые горят идеей и хотят, чтобы все были услышаны, чтобы был плюрализм мнений, а география этих мнений была широкой».
Самиздат существует исключительно на пожертвования читателей. У «Дискурса» нет спонсоров и рекламодателей – это принципиальная позиция редакции.
«Мы не хотели, чтобы кто-то мог диктовать, о чём нам писать. И тем более мы не хотели бы, чтобы наши читатели думали, что мы зависим от кого-то или что наше мнение можно купить», – говорит Галина.
Начало «специальной военной операции» и дальнейшие блокировки сайтов СМИ Роскомнадзором неминуемо повлияли и на работу «Дискурса».
«Вопрос закрытия издания вообще никогда не стоял»: о блокировке Роскомнадзором и выживании в эпоху «СВО»
— Как редакция встретила 24 февраля?
— Это было шоковое состояние, конечно же. Абсолютная неожиданность, даже несмотря на то, что, в общем-то, к этому дело шло и мы уже публиковали в «Дискурсе» материалы, которые предполагали, что [спецоперация России на территории Украины]* может начаться.
В первый же день мы выложили открытое заявление о том, что выступаем за скорейшее прекращение любых боевых действий. И спустя, наверное, неделю или две осознали, что всё так быстро не закончится, что всё совсем не так наивно, как мы думали. Нам пришлось понять, что теперь нужно выживать в таких условиях: [спецоперация]* и цензура.
— Вы потеряли читателей?
— С самого начала [спецоперации] активность аудитории даже выросла, потому что все были в растерянности, людям очень нужна была независимая информация, которой они могут доверять, нужен был плюрализм мнений, чтобы можно было услышать разные точки зрения, а не только государственную.
Но в начале апреля произошла блокировка, и, соответственно, это сильно всё изменило. У нас примерно в два раза уменьшилась посещаемость сайта.
Мы в максимально сжатые сроки, насколько это возможно, попытались сделать всё, что в наших силах, чтобы сайт был доступен нашим читателям, чтобы они могли читать нас, не волнуясь за свою безопасность.
Почти сразу мы завели «зеркало», которое открывается без VPN со всех устройств. В рассылках и постах напоминаем нашей аудитории: «Дорогие друзья, включайте, пожалуйста, VPN и читайте нас абсолютно спокойно». Ещё мы сделали «зеркало» в Tor Browser, а в Телеграме — Instant View, чтобы подписчикам не нужно было переходить на сайт и сталкиваться с блокировкой.
— Удалось ли вернуть аудиторию после принятых мер?
— Да, и даже лучше, чем мы думали. Если сначала из-за блокировки активность просела в два раза, то сейчас мы наверстали всё, что было до [спецоперации]*. Посещаемость даже стала примерно на 20-30% выше. То есть если условно до [спецоперации]* в среднем за месяц наш сайт посещали 70 тысяч человек, то сейчас – от 80 до 100 тысяч. В соцсетях тоже выросли охваты – примерно на 70%.
— Читатели стали больше донатить в знак солидарности?
— С одной стороны, у нас сильно просели донаты из России, и нам многие люди писали на почту, что переживают о своей безопасности из-за блокировки сайта. Естественно, ещё повлиял экономический кризис. Плюс ушли иностранные платёжные системы, то есть люди просто потеряли возможность отправлять пожертвования. Сейчас мы настроили донаты через криптокошелёк, завели Paypal, так что делаем всё, чтобы люди могли нас поддерживать.
Хочу обратиться к читателям и сказать, что поддерживать нас абсолютно безопасно, так как мы не иноагенты и не признаны нежелательной организацией. Человек никак не дискредитирует себя перед государством тем, что является меценатом «Дискурса».
— Из-за всех этих сложностей на планёрках обсуждалась возможность закрытия издания?
— Нет, вопрос закрытия издания вообще никогда не стоял. Наоборот, я бы даже сказала, что после начала [спецоперации] и после блокировки особенно, мы увидели такую небывалую поддержку как со стороны авторов, так и со стороны читателей. Много стало приходить писем поддержки. Очень много было донатов, в том числе с приятными, добрыми словами о том, что мы занимаемся сейчас очень важным делом, которое особенно нужно во время [спецоперации]*. Мыслей о закрытии никаких не было, но эта поддержка дала сил, чтобы ещё больше развиваться, работать, стараться, трудиться для читателей.
— Почему вы пишете в своих текстах то, за что по закону предусмотрена ответственность?
— Безбашенные, да (смеётся). Это тоже позиция редакции, поскольку мы против цензуры в любом её виде. Например, люди используют мат в обычной жизни – люди используют мат в наших текстах. Это неотъемлемая часть жизни, и нас это абсолютно не смущает. Мы не цензурируем мат, не цензурируем слово «война», потому что это просто противоречит здравому смыслу.
«Стараемся, чтобы Сева продолжал работать, чтобы его голос был слышен»: о деле против Севы Королёва и планах
По словам Галины Виноградовой, «с самого начала [спецоперации на территории Украины] многие участники открытой редакции выходили на митинги». На первом пацифистском протесте в Санкт-Петербурге, по данным «ОВД-Инфо»**, задержали 439 человек. Среди них был автор «Дискурса» – поэт и режиссер Сева Королёв. Тогда его отправили в СИЗО на восемь дней. Он вышел на свободу в день принятия закона о «фейках». Однако в июле 2022 года его задержали по обвинению в распространении заведомо ложной информации о ВС РФ (ч. 2 ст. 207.3 УК РФ). Причиной стали посты в соцсетях. Если суд признает Севу Королева виновным, ему грозит до 10 лет лишения свободы.
— Как редакция отреагировала на то, что Севу заключили под стражу?
— Когда Севу задержали 24 февраля, это не стало для нас шокирующей новостью, потому что Севу уже задерживали. Он всегда занимал активную гражданскую позицию, поэтому у нас не было удивления. Но, конечно, когда 13 июля произошёл обыск, это стало шоком для редакции.

Фото: Всеволод Королёв / соцсети
— Сева в СИЗО уже более десяти месяцев. Как вы переживаете это время?
— Это морально тяжело для участников редакции, потому что Сева, как и все наши авторы, очень важен для нас. Поэтому мы стараемся максимально привлечь внимание к севиному делу, распространить информацию о том, какой он человек, всегда с радостью публикуем севины работы и очень надеемся, что всё закончится хорошо и Сева будет на свободе с близкими.
Сейчас происходят какие-то финты ушами, прыжки в воздухе в деле Севы. Свидетели отказываются от своих показаний, говорят, что они никаких претензий к Севе не имеют. При этом обвинение говорит, что с IP, которые якобы на Севином компьютере, поступали какие-то сообщения о минировании. Абсолютно непредсказуемый виток сейчас принимает дело.
Мы общаемся с Севой через адвоката. Адвокат передаёт его сочинения. Мы публиковали и стихи, которые Сева написал в СИЗО, и записки-рассуждения. Также совместно с «Новой газетой. Европа» публиковали репортаж «Нормальное место» [о работе инклюзивных мастерских в одноименном петербургском пространстве], который Сева успел снять до ареста.
Стараемся, чтобы Сева продолжал работать, чтобы его голос был слышен.
— Какие дальнейшие планы у редакции, или в нынешней реальности не особо получается планировать?
— Хочется сказать, что в первую очередь мы очень много за последнее время, особенно за последний год, выпустили материалов, которые с разных сторон оценивают, рефлексируют реальность.
Поэтому у нас такие планы: мы будем дальше развиваться и только набирать обороты. Сейчас у нас больше 800 авторов в открытом редакционном сообществе. Надеемся, что редакция будет расти, число подписчиков будет увеличиваться и больше людей смогут нас поддерживать.
Мы планируем переезжать на новый классный сайт, где будет возможность совместной синхронной работы над материалами. Продолжим каждый день публиковать независимые работы разных авторов. Так что цели далеко идущие, не планируем останавливаться.
*Минобороны РФ настаивает на том, что на территории Украины ведётся специальная военная операция, поэтому мы вынуждены менять слова героя в тексте
**«ОВД-Инфо» признан Минюстом РФ иностранными агентом