1 сентября 2022 года в силу вступили новые поправки к Федеральному закону «О рекламе». Появилась новая статья — 18.1. Теперь все участники рынка будут обязаны передавать данные о размещаемых в сети рекламных материалах, а также ставить пометки.
Юристы Центра защиты прав СМИ* подробно разъяснили (источник внесён в реестр НКО-иноагентов) новые поправки:
1. Распространять рекламу в интернете без пометок теперь нельзя.
С 1 сентября на всей рекламе, опубликованной в интернете, должны быть:
- пометка «Реклама» (использовать другие формулировки не стоит);
- указание на рекламодателя и (или) сайт или страницу в соцсетях, где есть информация о рекламодателях.
Никакую другую информацию (например, ИНН или ОГРН) указывать не нужно. Требований к размеру шрифта, месту пометки, форме пока нет. Главное — пометка и указание на рекламодателя должны быть читаемы и заметны.
Ответственность за отсутствие пометки и указания на рекламодателя лежит на рекламораспространителе, то есть на СМИ, блогерах или обычных пользователях соцсетей, которые опубликовали рекламу.
2. Все рекламораспространители должны будут заключить договоры с операторами рекламных данных.
С 1 сентября информацию обо всей рекламе, распространяемой в интернете, нужно будет передавать в Роскомнадзор. Сделать это можно будет через оператора рекламных данных. Для этого каждый рекламораспространитель будет обязан заключить договор как минимум с одной компанией-оператором. Их услуги будут платными.
3. Рекламу нельзя распространять без специального идентификатора — токена.
С сегодняшнего дня в интернете запрещено распространять рекламу, которой не присвоен специальный идентификатор — токен. Присваивать его будет оператор рекламных данных, с которым рекламораспространитель заключит договор. До начала распространения рекламы компания или человек, которые хотят ее опубликовать, должны передать оператору данные о рекламе, включая информацию о договоре на размещение и описание.
Предполагается, что сделать это можно будет через личный кабинет в специальной системе, доступ к которому у рекламораспространителя появится после заключения договора с оператором рекламных данных. Полученный идентификатор тоже нужно будет вставлять в рекламное сообщение.
4. По словам юристов, несмотря на то что новая норма работает с 1 сентября, полностью соблюсти закон пока невозможно. В первую очередь из-за того, что Роскомнадзор пока не выбрал операторов рекламных данных. Вероятными кандидатами пока являются: «Яндекс»,VK, ОЗОН-ОРД, Медиаскаут (МТС), «Вымпелком» и другие.
С 1 сентября начался именно переходный период, во время которого будет отлажено взаимодействие операторов рекламных данных и участников рынка. Он продлится до ноября.
Пока рекламораспространители физически не могут передавать информацию в Роскомнадзор и получать идентификатор рекламы. За невыполнение этих обязанностей также пока нет ответственности (оштрафовать могут только за отсутствие пометки «Реклама» и указания на рекламодателя).
*Внесён в реестр НКО-иноагентов