Мнения
/ Блоги

8 марта 2022 19:27

В тексте только девушки

В тексте только девушки

За 350 лет существования женские журналы прошли тернистый путь, напрямую связанный с настроениями и культурными особенностями эпох.

В Международный женский день Лениздат рассказывает, как появился первый дамский журнал, как менялось наполнение изданий от статьей про модные шляпки до идей суфражизма и феминизма, а также к чему это привело сейчас.


Первый женский журнал «не для всех»

По правде говоря, прошло чуть меньше, чем 350 лет. Однако истоком женской прессы не было самостоятельное издание, которое создавалось с нуля. Всё началось с французского журнала «Mercure galant» в 1672 году. 

Изначально он был скорее мужским, нежели общим. Первый номер ясно дал понять, что журнал рассчитан на весьма разборчивую аудиторию. Открывался он описанием свадьбы короля Испании Карла II и принцессы Марии-Луизы Орлеанской. К статье прилагалась гравюра, где был подробно изображён наряд новобрачной. 

Со следующего года в приложении к журналу стали печатать иллюстрации, посвящённые парижской моде. Эдакий «журнал не для всех» рассказывал о светских и культурных мероприятиях, которые были малодоступны для широкой публики. Мужчинам оставалось недоумевать, а женщинам пускать слюни на роскошные празднества и дорогие наряды. Но даже с высоким порогом вхождения журнал обрёл популярность и стал распространяться по Европе.

Первый модный журнал назывался «Галантный Меркурий». Изначально предназначенное для мужчин издание сразу привлекло внимание обеспеченных дам.

Фото: Internet Archive Book Images
Первый модный журнал назывался «Галантный Меркурий». Изначально предназначенное для мужчин издание сразу привлекло внимание обеспеченных дам.

В 1693 году, уже в Лондоне, Джон Делтон создал «Ladies Mercury». В первом выпуске он написал, что его журнал «ответит на самые очаровательные и занимательные вопросы, касающиеся любви, замужества, стиля поведения, одежды и женского юмора». В последующих номерах была неизменная колонка вопросов и ответов: редакция получала письма читательниц и позволяла женщинам обмениваться житейскими советами. Но и это издание было рассчитано на знатных и богатых дам. 

В своей недоступности «Дамский Меркурий» оставался схожим с «Элегантным Меркурием». В начале 18-го века некую элитарность подчёркивали актрисы, певицы и светские львицы, создавшие своеобразный культ на модные журналы и сделавшие из них «признак хорошего вкуса».

Что оставалось женщинам, которые не так часто посещают театры и выставки, не интересуются модой или равнодушны к избыточным аксессуарам? Американский историк и журналист Франк Лютер Мотт писал: «журналы так старательно учили женщин, как стать истинными леди, что в конце концов женщинам это надоело».


По-настоящему женские, действительно журналы

Вскоре образ расфуфыренной дамы с веером не просто надоел, но и стал настолько пошлым, что мужские издания высмеивали такой снобизм и слепое повиновение моде. 

Новым витком в истории для женских журналов стало появление в конце XVIII века «The Pharos» – издание первым начало образовывать дам по социальным и культурным вопросам. 

Спустя время появились «The Lady», «The Gentlewoman», которые первыми признали финансовую значимость рекламы, потому были довольно дорогими. Но на рынке печати были и дешевые издания. «Home Notes», «Home Chat» и «Home Companion» просвещали читательниц в домашних делах, давали советы по гигиене и публиковали полезные статьи по педиатрии.

XIX век стал для женских журналов поистине «золотым». Не только потому, что домохозяйка или женщина среднего достатка могли себе позволить читать журнал, но и потому, что появилось разветвление по направлениям и темам. Тот же «The Pharos» был достаточно тучным в своём желании объять необъятное и распылялся на совершенно разные темы: от кулинарных рецептов и воспитании детей до политических и правовых вопросов. 


Плодотворные предвоенные годы

Но всё было не так гладко, как можно себе представить. Если посмотреть на календарь, то мы увидим, что повестка первой волны феминизма была уже подхвачена. И такое деление тематик, а, следовательно, и читательниц, привело к появлению двух противоборствующих лагерей.

Началось всё с британского «Women's Suffrage Journal», который выступал за равенство прав с мужчинами, затрагивал политические и законодательные вопросы права. В противовес выступали так называемые «антисуфражистские журналы», которые были за традиционную роль женщины в обществе.

В конце XIX века в Лондоне начал выходить «Суфражистский женский журнал».

Фото: Archives New Zealand
В конце XIX века в Лондоне начал выходить «Суфражистский женский журнал».

Первая мировая война окончательно скорректировала направленность изданий в сторону суфражизма. Из-за повсеместной надобности трудиться появился запрос на темы карьеры, профессионализма, открытия своего дела. Они были переплетены с привычными домашними и медицинскими статьями, поскольку женщины вынуждены были и работать, и выхаживать семью.

Постепенно быт восстановился. Вернулась разветвленность тематик, где каждая женщина могла найти то, что подходит именно ей. Будь то «Business Women’s Magazine» про карьеру и финансы или французское «Маленькое эхо моды», которое было солянкой из кроссвордов, ребусов, рецептов, уроков шитья и «романа-сериала».

В 20-е годы XX века «L'Officiel de la couture» первым стало дополнять текст фотографиями. Вслед за женским изданием это новшество подхватила вся журналистика.

В годы Второй мировой журналам мод пришлось отодвинуться на задний план, чтобы громко вернуться в послевоенные годы. Тогда появились «Elle», «Cosmopolitan», «Vogue», которые знакомы нам и сейчас.


Мать и товарищ: женская пресса в СССР

Если для западного мира послевоенные годы стали вторым дыханием, то в СССР дела обстояли иначе. Для строительства «светлого будущего» женщина рассматривалась как ценный ресурс производства (причём не только детей). Политика партии и плановая экономика отразились и на прессе. 

Журналы того времени не смотрели на потребности читателя, но создавали столь необходимые тогда образы «женщины-товарища» и «примерной матери». В известных «Работнице» и «Крестьянке» давали советы по устройству быта и воспитанию детей.

Журнал «Работница» освещал в первую очередь женское социалистическое движение.

Журнал «Работница» освещал в первую очередь женское социалистическое движение.

Всё изменилось с наступлением «оттепели». Со временем издательства расширяли круг тем и создавали журналы, где каждая женщина могла найти что-то для себя.

 

Борьба с хозяйкой, королевой и проституткой

В начале 90-х, после подписания закона «О печати и других средствах массовой информации», пресса зажила по правилам рынка. 

В России появились аналоги зарубежных изданий. В 1998 году на российский медиарынка пришёл «Vogue». Женщины стали активнее проявлять себя в предпринимательстве и строить карьеру. Постепенно на рынке начали появляться журналы, которые удовлетворяли бы интересы разной аудитории.

Но сегодня мы вновь сталкиваемся с двумя лагерями, как и во времена суфражизма. Для массовой аудитории по-прежнему тиражируются образы «домохозяйки» и «светской львицы», которым нужно соответствовать, чтобы… иметь успех у мужчин. Противоборствующей стороной выступают журналы, которые транслируют идеи третьей и четвёртой волн феминизма, рассказывают о любви к себе и ведут неравный бой с укоренившимся образом «желаемой» женщины.

Что будет дальше – покажет время. Ну а пока всё идёт к тому, что придётся справляться не только с тезисом «женщина должна быть хозяйкой на кухне, королевой в гостях и проституткой в постели», но и с новым образом «успешной жизни».