Медиановости
/ Медиасреда

16 февраля 2022 18:53

«Голоса пыток» и «Кредитный прожектор»: как прошёл хакатон по дата-журналистике

«Голоса пыток» и «Кредитный прожектор»: как прошёл хакатон по дата-журналистике

11-13 февраля «Новая газета» и «Теплица социальных технологий» провели хакатон «Прожектор 2022». Участники исследовали социальные проблемы — от суверенного Рунета до слепоглухоты — и создавали на основе полученных данных приложения и сервисы.

На старте хакатона зарегистрировались 20 команд, но до финальной онлайн-защиты добрались только 16. Победителями жюри выбрало два проекта: «Голоса пыток» и «Кредитный прожектор». Обе команды получили 110 тысяч рублей на доработку своих исследований.

Ещё несколько проектов отметили участники хакатона: это исследование о том, почему прививка от вируса папилломы человека должна быть включена в федеральный ОМС, и «Предсказатель 228»‎ — сервис, который прогнозирует решение суда по «наркотическим»‎ статьям УК на основе данных.

— Дата-журналистику уже не назовешь каким-то ноу-хау, работа с данными давно стала частью практически любого современного журналистского исследования или расследования.

Если же говорить о состоянии дата-журналистики в России, то на нее, безусловно, повлиял общий упадок профессии в целом. Если ещё пять лет назад российские издатели жаловались на нехватку кадров и с завистью смотрели на красочные дата-проекты в иностранных СМИ, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Большое количество отечественных специалистов по данным, визуализации и сторителлингу вынуждены искать работу за границей или в смежных специальностях – для российских редакций они либо слишком дороги, либо у СМИ и читателей в целом нет запроса и ресурсов на красочную дата-журналистику. При этом отдельные проекты, конечно, выходят – и когда это происходит, то они выполняются на высочайшем уровне, и это не может не радовать! — рассказал Серафим Романов, шеф-редактор «Новой газеты» в Петербурге и один из организаторов «Прожектора 2022».

«Новая» не первый раз проводит подобные хакатоны. Дата-отдел газеты дорабатывает исследования вместе с командами-победителями и публикует итоговые проекты на сайте.

 

«Кредитный прожектор» — пролить свет на проблему закредитованности россиян

Проект «Кредитный прожектор» получился почти фундаментальным исследованием о долгах россиян. За два дня команда собрала информацию из открытых источников и выяснила, что сумма кредитов за 2021 год впервые превысила годовой бюджет РФ.

Один из авторов исследования, журналист и издатель «Дискурса» Константин Ворович объяснил Лениздату выбор темы:

— В последнее время в СМИ проносилось много новостей о росте количества кредитов, банкротствах россиян, повышениях Центробанком ключевой ставки. Было ощущение, что кредиты становятся всё более острой социальной проблемой. Ведь человек, который берет кредит, оказывается зажат в рамки финансовых обязательств, что ограничивает выбор жизненных стратегий — ему сложнее менять работу, принимать карьерные решения. Но из разрозненных новостей о кредитах, проносившихся в СМИ, было непонятно — что это на самом деле значит: всё в порядке и граждане успевают их отдавать или наоборот? Мы захотели разобраться в масштабах этой проблемы. Так появилась идея нашего проекта, который за время хакатона получил название «Кредитный прожектор», поскольку проливает свет на проблему закредитованности россиян через исследование больших данных.

Для запуска «Кредитного прожектора» команда проанализировала сотни документов Центробанка, Росстата, Единого федерального реестра сведений о банкротстве, Федеральной службы судебных приставов и нормативные акты других ведомств.

Собрав и визуализировав всю доступную статистику, участники сделали общедоступный сайт с интерактивными графиками, показывающими динамику изменений кредитных показателей в последние годы — как для всей страны в целом, так и по регионам. Вот только некоторые выводы из проекта:

  • В 2021 году велось более 16 миллионов производств по взысканию долгов с россиян в пользу кредитных организаций;
  • Общий объём кредитов россиян в 2021 году составил 25 триллионов, превысив годовой бюджет России;
  • Более триллиона рублей на январь 2022 года россияне не могут вернуть банкам. А за последние 14 лет объем просроченных долгов вырос почти в 10 раз.

И это только верхушка айсберга. 

1280x1024_Безымянный.png

— Кажется, потенциал нашего инструмента еще не раскрыт даже на сотую долю. Мы надеемся, что он станет источником инсайтов для социологов и экономистов, что наши данные будут использоваться для поиска закономерностей и корреляций между разными показателями. Эти ошарашивающие числа нам всем — журналистам, экономистам, социологам и, конечно, гражданам — еще предстоит как следует осмыслить.

В перспективе с помощью «Кредитного прожектора» можно исследовать, как кредиты связаны и с уровнем бедности, и со средней зарплатой в разных регионах.

«Кредитный прожектор» стал первым дата-исследованием почти для всех членов команды. 

— Как пела группа «Сплин»: «мы не знали друг друга до этого хакатона». Журналисты и разработчики не были знакомы. У нас не было никаких данных и наработок, кроме идеи проекта, которая нас и сплотила. Это были сумасшедшие два дня, когда мы практически не спали: кодили, собирали данные, созванивались каждые полтора часа, чтобы обменяться находками, и снова продолжали безостановочную работу, — подытожил Константин Ворович. — В итоге нам удалось создать инструмент, который визуализирует сотни разрозненных отчетов и позволяет наглядно оценить темпы роста долгов россиян, размер среднего кредита, количество ипотек и динамику процентных ставок в разных регионах страны.


«Голоса пыток» — пытают не только в тюрьмах

Для проекта «Голоса пыток» команда Таисии Клёповой изучила более 3,7 млн судебных решений на упоминание в них случаев физического давления и пыток. Из контекста уголовных дел участники хакатона узнали, что пытают не только в тюрьмах, но и в квартирах, диспансерах. полиции.

— Увидев задачу от «ОВД-Инфо»*, я решила, что возьмусь именно за неё. Как технический специалист я сразу поняла: на тему пыток вполне возможно собрать данные и получить интересную аналитику. Более того, мне хотелось сделать такое дата-расследование, которое смогло бы как-то повлиять на людей, — поделилась Таисия.

Два дня хакатона команда изучала уголовные дела: количество повторений слов «пытки» и «физическое давление», а также контекст судебных решений. В итоге получился документ на 300 страниц, который рассказывает истории людей, подвергшихся пыткам. 

1280x1024_Безымянный.png

Работала команда удалённо: участники создали Telegram-чат и созванивались для обсуждения задач. 

— Для нашей темы форма подачи очень важна, поэтому в команде было два дизайнера: для лендинга и для презентации. Журналистов среди нас не было, поэтому я подошла с планом повествования к одному из экспертов хакатона, которая помогла структурировать рассказ и найти целевую аудиторию. После этого началась работа, основанная на том, что конкретно мы хотим донести до читателя.

Развитие проекта «Голоса пыток» будет зависеть от запроса. Продолжением может стать создание NLP-модели для анализа ответов каждого из фигурантов или углубление в конкретную тему — например, сколько людей участвует в подобных делах, как несовершеннолетние соприкасаются с пытками, как развиваются дела, в которые замешана полиция. 

Из команды «Голоса пыток» до хакатона с дата-журналистикой сталкивалась только её капитан Таисия Клёпова:

— Не так давно я случайно попала на лендинг уральского хакатона по дата-журналистике. Среди экспертов был Андрей Дорожный. На его персональном сайте я нашла ссылку на бесплатный курс, быстро прошла его, но на этом не остановилась и продолжила изучать, что такое дата-журналистика и как с ней обстоят дела в России. То есть, придя на хакатон, я уже имела представление о том, как можно сделать проект.

 

Ознакомиться со всеми проектами хакатона можно здесь. Также во время защиты «Новая газета» вела прямой эфир, видео есть на YouTube:

 

*Правозащитный проект «ОВД-Инфо» внесён в реестр незарегистрированных объединений-иноагентов