Судя по новой стратегии развития российского информационного общества, которая была опубликована 10 мая, российский интернет и СМИ ждут дальнейшее урегулирование, ликвидация анонимности, обособление и повышенная духовность и нравственность.
Новая стратегия развития сменила принятую еще в 2008 году. Строго говоря, смены она требовала еще в 2015 году — именно тогда должны были быть проверены контрольные значения показателей развития. Однако документ задержался на полтора года и сильно вырос в объемах и конкретике. Если предыдущая стратегия была короткой, во многом состояла из обтекаемых формулировок и была направлена в большей степени на телевидение, чем на интернет, то документ 2017 года насыщен конкретной терминологией и довольно конкретными планами.
Скрепы без фальсификаций
Кроме ожидаемых пунктов о развитии онлайн-образования, онлайн-медицины, создании единой инфраструктуры электронного правительства и Национальной электронной библиотеки, значительное внимание уделено обеспечению «приоритета российских духовно-нравственных ценностей».
В тексте 2008 года тоже упоминается «укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании», но вскользь и только вместе с «развитием системы культурного и гуманитарного просвещения».
В 2017 году же среди целей формирования информационного пространства первое место занимает пункт о мероприятиях «в области духовно-нравственного воспитания граждан». Дальше стратегия предписывает «сформировать безопасную информационную среду», популяризовав информационные ресурсы, которые распространяют «традиционные российские духовно-нравственные ценности», популяризировать русскую культуру и науку за рубежом, в том числе почему-то «для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов».
Нашлось место и для медиаресурсов: в планах правительства усиленное использование различных платформ «для распространения достоверной и качественной информации российского производства».
Все свое и безопасное
Российское информационное общество должно быть не только духовно-нравственным, но и по возможности автономным — как с точки зрения функционирования, так и с точки зрения производства оборудования. Так, планируется обеспечить «устойчивое, безопасное и независимое функционирование российского сегмента сети "Интернет"», а рынок «насытить доступными, качественными и легальными медиапродуктами и сервисами российского производства». Особое внимание уделяется «единству государственного регулирования, централизованному мониторингу и управлению функционированием информационной инфраструктуры РФ».
Российские информационные технологии, впрочем, нужно не только развивать, но и активно, местами безальтернативно (в госорганах, компаниях с государственным участием, органах местного самоуправления), внедрять, обеспечивая «технологическую и производственную независимость и информационную безопасность».
Новыми в стратегии 2017 года стали и пункты о защите от различных угроз как граждан, так и государства. Планируется непрерывно отслеживать и анализировать угрозы, возникающие с внедрением новых информационных технологий «для своевременного реагирования на них», а также создать и развивать системы «нормативно-правовой, информационно-консультативной, технологической и технической помощи в обнаружении, предупреждении, предотвращении и отражении угроз информационной безопасности граждан и ликвидации последствий».
Более того, стратегия нацелена на то, чтобы «исключить анонимность, безответственность пользователей и безнаказанность правонарушителей в сети "Интернет"». Все это обосновывается необходимостью выработать «систему доверия», гарантирующую конфиденциальность и личную безопасность пользователей.
Больше законов
Множество пунктов посвящено и развитию законодательства в сфере информационных технологий, так что на уменьшение количества законопроектов, стремящихся зарегулировать интернет, надеяться не приходится.
Правительство хочет «совершенствовать механизмы законодательного регулирования не только СМИ, но и других «средств обеспечения доступа к информации», которые по некоторым признакам могут быть отнесены к ним: интернет-телевидение, новостные агрегаторы, социальные сети, сайты в сети «Интернет» и даже мессенджеры.
Нормативно-правовое регулирование собираются налаживать и в сфере обеспечения безопасной обработки информации, и в сфере упорядочивания алгоритмов обработки данных и доступа к ним, и касательно персональных данных.
Если в предыдущей стратегии особо оговаривалось, что документ учитывает основные положения международных соглашений, то новая только упоминает об их существовании. Более того, одной из задач развития указывается — «отстаивать суверенное право государства определять информационную, технологическую и экономическую политику в национальном сегменте интернета».
Заметим, что цели предыдущей стратегии так и не были достигнуты в полном объеме. Так, предполагалось, что к 2015 году в международных рейтингах в области развития информационного общества Россия окажется в первой двадцатке, по факту же в 2015 году она занимала только 45-е место.
А пункт «обеспечить надежность и доступность услуг связи в России, в том числе в сельской местности и труднодоступных населенных пунктах» пришлось включить и в программу 2017 года, хотя уже в 2015 году уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий должен был составлять 100 процентов.
Новый перечень показателей реализации стратегии и сам план ее реализации правительство должно утвердить до 1 октября 2017 года.