Главным антисобытием месяца стали задержания журналистов на антикоррупционных митингах и маршах 26 марта, а главными антигероями - люди, ответственные за эти задержания. Однако усложнить жизнь представителям прессы в марте умудрились и люди, заинтересованные в сотрудничестве.
Молчание Умнова
В день антикоррупционных акций протеста люди в темно-синей форме провели свой собственный «флешмоб», будто сговорившись сыграть в «злого полицейского». Петербургские стражи порядка в этой роли себя почему-то почувствовали особенно комфортно. Необоснованно задержаные журналисты рассказывали об откровенных угрозах в свой адрес и издевательском пренебрежении их законными правами.
Союзу журналистов ничего не оставалось, кроме как обратиться к руководству ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти с требованием провести проверку в связи с нападением на фотокорреспондента Александра Петросяна, а также по заявлению корреспондента «Новой газеты в Петербурге» Сергея Сатановского, у которого отобрали редакционное удостоверение. К сожалению, об итогах этой проверки широкая общественность так до сих пор и не узнала. Впрочем, как и о самом факте проведения такой проверки. Начальник главка Сергей Умнов, по принятой в последние годы у петербургских властей традиции, предпочитает хранить молчание.
Двойная сплошная для полковника
Спикер петербургского Законодательного собрания Вячеслав Макаров известен своим пристрастием к тотальной дисциплине и не устает муштровать свое окружение, устраивая ему по любому поводу выволочки и проверки. Он так увлекся этим процессом, что не заметил, как сам пересек «двойную сплошную».
Редакция «Агентства бизнес новостей» поймала полковника на банальном до неловкости правонарушении. Для подготовки материала о депутатских зарплатах редакция АБН направила всем петербургским парламентариям однотипные запросы. В отличие от многих коллег Макаров подготовить ответ в установленный законом дедлайн затруднился и ответил на 20 дней позже установленного законом срока. По неизвестной причине нетерпимый к нарушениям спикер ЗакСа пренебрег и другими требованиями закона, согласно которым в случае отсрочки предоставления ответа должны быть названы причины этой отсрочки и лицо, принявшее соответствующее решение, а также дата, к которой ответ будет готов.
«Мы тут уличили спикера в нарушении закона «О СМИ» — на запросики он и его коллеги вовремя не ответили. И накатали бумагу в прокуратуру. Чтобы Вячеслав Серафимович блюсти законность с себя начинал», — сообщил главный редактор АБН Василий Романов.
Свою оценку деятельности Макарова журналисты давали неоднократно. Теперь предстоит высказаться прокуратуре. А мы будем следить за развитием событий.
Невдохновляющая фамилия
Александр Калугин - пресс-секретарь «Единой России» в Петербурге, и взаимодействие с журналистами - его работа. Но практика показывает, что отношения со СМИ у него складываются не всегда гладко. И теперь ясна причина. Для работы, само собой, нужно вдохновение. Однако, как внезапно выяснилось, фамилии отдельных журналистов Калугина не вдохновляют. Об этом интересном факте корреспонденту MR7.ru Сергею Кагермазову доверительно сообщила коллега пресс-секретаря единороссов.
Журналист планировал осветить мероприятие «Гражданский университет» партии «Единая Россия», где ожидалось выступление депутата Сергея Купченко. Однако получить заветную аккредитацию ему не удалось. Региональный руководитель проекта Екатерина Зиновкина отказалась зарегистрировать Кагермазова и в конце беседы призналась, что пресс-секретарь «Единой России» Александр Калугин, увидев дотошного, но нелояльного корреспондента в списках зарегистрировавшихся, «не вдохновился». Надо ли говорить, что журналист с невдохновляющей фамилией не был допущен на мероприятие «Гражданский университет» партии «Единая Россия».
Сам Калугин позднее в беседе с корреспондентом упирал на то, что «СМИ на этих мероприятиях не предусмотрены вообще». Его не смутило, что открытую лекцию председателя «Единой России» Дмитрия Медведева в 2013 году в прямом эфире транслировал телеканал «Россия 24».
Пострадали за постправду
Внести хаос и репутационные риски в работу журналиста могут даже люди, предлагающие сотрудничество и некий взаимовыгодный союз, что и показал скандал, развернувшийся вокруг акции феминисток у Кремля, проведенной 8 марта.
Как известно, организатор акции Леда Гарина пригласила корреспондентов «Новой газеты» Елену Костюченко и Анну Артемьеву освещать мероприятие. Впоследствии обеих журналисток вместе с активистками задержали на Красной площади. Однако к публичному конфликту, получившему развитие в соцсетях, привело совсем другое обстоятельство. Когда выяснилось, что ключевая фотография с акции оказалась подделкой, на скорую руку смонтированной «организаторками» в фотошопе, активистки в попытках оправдаться стали наслаивать одну версию произошедшего на другую, подкрепляя их концептуальными рассуждениями на тему «постправды».
Точку в этой истории поставила Костюченко, написав в Facebook, что не принимает и никогда не примет со стороны Гариной никаких извинений и объяснений. «Мы не поверим, даже если она анонсирует снег в январе. Настоящие пострадавшие в этой истории - наши читатели. Те самые люди, на которых вроде как направлена просветительская деятельность Леды. Надеюсь, я как журналист смогу держать их подальше друг от друга», - подвела итог феминистской акции журналистка.
Нарушитель депутатского пространства
В Сергиевом Посаде депутат местного горсовета не поделил свое личное пространство с журналистом и не придумал ничего лучше, как решить вопрос силой. Ссора с явными признаками личной неприязни между Владимиром Корощенко и сотрудником «Альтернативной газеты» Андреем Трофимовым переросла, по словам очевидцев, на заседании горсовета в «ожесточенный бой».
Свидетели утверждают, что журналист регулярно испытывал депутаское терпение на прочность, приближаясь к нему слишком близко и щелкая видеокамерой над ухом народного избранника и вопрошая «что вы скрываете, почему вам не нравится, что я стою здесь и снимаю?».
Внезапно депутат вскочил с места и схватил Трофимова за шею. Сцену запечатлел на видеокамеру представитель другого СМИ. Мужчин разнимали полицейские, и журналист сразу же поехал в травмпункт, где медики зафиксировали у него растяжение связок шейного отдела позвоночника, ушиб мягких тканей лица и ссадины. Напоследок спарринг-партнеры обменялись встречными заявлениями в полицию - депутат обвинил журналиста в хулиганстве, а его визави пожаловался на нападение.