Процедура включения программного обеспечения в реестр
По мнению Макарова, заявки компаний зачастую передаются экспертам фирм-конкурентов, которые также претендуют на включение в реестр. Еще одна проблема — это применение экспертами критериев, «не предусмотренных в постановлении правительства». Они, в частности, считают, что «продукты на основе свободного ПО должны иметь значительную доработку в России, а компоненты зарубежного производства в составе программного продукта не должны составлять его основной функциональности».
По данным СМИ, причиной для обращения в министерство стал отказ включить в реестр продукцию группу компаний «АйТи», председатель которой Тагир Яппаров входит в совет правления «Руссофта». Восемь продуктов «АйТи» были включены в реестр, а еще три — нет.
В Минкомсвязи заявили, что помимо представителей ИТ-компаний в экспертный совет входят специалисты от федеральных органов исполнительной власти, институтов инновационного развития и ассоциаций российских разработчиков ПО. В министерстве сообщили, что экспертный совет отклонил не более 20 заявок при 398 принятых в реестр программных продуктах.
В конце 2015 года председатель правительства Дмитрий Медведев обязал государственные органы закупать ПО из специального реестра отечественного программного обеспечения. Подписанное Медведевым постановление вступило в силу 1 января 2016 года. В начале января 2016 года глава Минкомсвязи пообещал, что реестр отечественного программного обеспечения пополнят 100−150 продуктов.