В День российской печати 13 января представители СМИ не жаловались на падение спроса. У газет есть свой читатель, и он останется верен им даже в эпоху смартфонов, считают журналисты. По мнению представителей отрасли, дело не в отсутствии интереса, а в проблемах с распространением.
В свой профессиональный праздник журналисты поделились с Лениздат.Ру своими желаниями и надеждами. Коллегам пожелали оставаться верными профессии и сохранять оптимизм.
Мечта о газете к завтраку
Единственный подарок в честь профессионального праздника, который действительно необходим печатный прессе, – нормальная система распространения, считает главный редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» Дмитрий Шерих.
«Розницы мало, и она очень неактивно продает печатную прессу, – рассказал он Лениздат.Ру. – Гораздо более активно продает всякие сувениры, сигареты, воду и так далее. И есть почта, которая, к сожалению, работает далеко не как часы. Мечтать о доставке газеты к завтраку, как это было когда-то, не приходится». Многие читатели хотели бы получать газеты и журналы, но не могут этого сделать, добавил главред «Санкт-Петербургских ведомостей». По его словам, у прессы нет возможности обеспечить доставку по приемлемым ценам.
Ту же проблему выделила депутат петербургского ЗакСа и бывший декан журфака СПбГУ Марина Шишкина. «Существует ощущение диссонанса, – отметила парламентарий в беседе с Лениздат.Ру, – празднуем День печати, а в печати-то огромная проблема. С количеством газет, с их распространением, с системой киосков». Подарком для журналистов в этот день, по мнению Шишкиной, стали бы новые точки продаж в городе, в том числе на Невском проспекте.
По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), объем розничных продаж периодической печати в России в 2015 году достиг величины 46,4 млрд рублей, что на 2,3% меньше показателя 2014 года, суммарный тираж снизился до 1,36 млрд экземпляров (минус 15%). Продажи по подписке остановились на отметке 18,4 млрд рублей (минус 6%), подписной тираж – 0,51 млрд экземпляров (минус 16%). В стоимостном выражении рынок распространения сократился на 3,3%.
«Среди причин, вызвавших сокращение розничных продаж периодики, – отметил председатель правления АРПП Александр Оськин, – не последнее место занимает уменьшение количества специализированных киосков и павильонов прессы по мотивам экономического и административного свойства».
Глава комитета по печати Петербурга Сергей Серезлеев в свою очередь подчеркнул, что в Петербурге при установке киосков действует льготный тариф по оплате аренды. Однако распространители им неактивно пользуются, рассказал руководитель ведомства в беседе с Лениздат.Ру. «Им целесообразнее не пользоваться коэффициентом, но продавать в том числе сопутствующую продукцию, которая отменяет льготу», – пояснил Серезлеев.
Говоря о рынке печатной продукции, необходимо понимать сегодняшние реалии, экономику, которая так или иначе влияет на этот бизнес, добавил глава комитета.
Читатель остается верен бумаге
Несмотря на расхожее мнение о предстоящей гибели печатной продукции из-за падения спроса, представители отрасли практически в один голос заявили: претензий к читателю у них нет.
«Читательская аудитория в высшей степени привязана к традиционным печатным изданиям и книгам, – отметил Дмитрий Шерих. – Конечно, молодежная аудитория больше пользуется всякими гаджетами и интернетом. Но газеты всегда работали с аудиторией старше 35 лет. А эта аудитория сохраняет свою лояльность».
Не заметил падения популярности у читателя и главный редактор петербургского «Коммерсанта» Андрей Ершов. «Что касается спроса – все зависит от качества продукта, – отметил он в беседе с Лениздат.Ру. – Если пармезан будет не белорусским, а настоящим, то его будут покупать».
Председатель петербургского Медиасоюза и гендиректор «Петроцентра» (издатель «Петербургского дневника») Андрей Шамрай вообще пожаловался на избыток спроса. «У нас (у «Петербургского дневника» – прим. Лениздат.Ру), наоборот, проблема в том, что, как правило, не хватает на всех желающих, – заверил Шамрай Лениздат.Ру. – Газета быстро кончается».
Не совсем согласна с коллегами в этом вопросе Марина Шишкина. «Все ругают 90-е годы, а я их помню, потому что за газетами была очередь, – рассказала депутат. – Это были годы расцвета профессии. И я хочу, чтобы в Петербург вернулась очередь за газетами». Чтобы этого добиться, необходимо, по ее мнению, создавать и развивать больше газет.
«Просвещение и информирование – это немного насильственная история в хорошем понимании, – считает Шишкина. – Людей надо заставлять, как детей учим читать книжки. Читателя тоже можно окультуривать и воспитывать. И газета всегда была воспитателем. Если ребенка не заставлять читать, так он вообще ничего читать не будет».
Денег мало, работы нет
Как и многим другим, печатной прессе не хватает финансирования, говорят представители отрасли. На недостаток средств пожаловалась Лениздат.Ру глава Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленобласти Людмила Фомичева. Даже газета «Вечерний Санкт-Петербург», которой город выделил 25 млн рублей, пока не может запуститься, поскольку получение бюджетных средств – длительная и непростая процедура, отметила Фомичева.
Денег не хватает и самим журналистам, добавила Марина Шишкина. «Журналисту нужна работа, а работы в печатной прессе очень немного, – подчеркнула депутат. – Кроме того – нормальная зарплата, чтобы он не бегал и не сшибал куски хлеба для своей семьи по разным изданиям и не выполнял неизвестно какие заказы».
Мнения представителей отрасли по поводу использования бюджетных средств, однако, расходятся. По словам главного редактора петербургского «Коммерсанта» Андрея Ершова, лучший подарок, который могли бы сделать федеральные власти, – отказаться от массированного финансирования СМИ.
«Пусть оставят себе один телеканал, одну радиостанцию, одну газету и один интернет-портал, – предложил Ершов.– Все-таки в своей массе пресса должна быть независимой от бюджетных денег. В противном случае как еще власть сможет увидеть реальную картину мира. Я выступаю против того, чтобы на деньги налогоплательщиков финансировали СМИ. Читатели должны голосовать рублем – что им интересно, то они и выберут».
Вера в лучшее и новые возможности
В своих пожеланиях коллегам в профессиональный праздник журналисты говорили практически об одном – нужно сохранять мужество и оптимизм.
«Считаю профессию журналиста одной из лучших на свете, – подчеркнула Марина Шишкина. – Желаю мужества, терпения, веры, не предавать профессию, как бы это сейчас ни предлагали нам сделать. Самое главное, чтобы мы были вместе». Одним из успехов прошлого года депутат назвала сохранение «Вечерки», которая теперь стала «Вечерним Санкт-Петербургом».
Людмила Фомичева в свою очередь поздравила коллег с тем, что они не сдаются. «Хотела бы пожелать им здоровья, мужества, честности и быть верными своей профессии», – отметила глава Союза.
Андрей Шамрай поздравил журналистов с тем, что газеты несмотря ни на что существуют. «Кризис открывает для нас новые возможности, – добавил он. – Эти новые возможности – лучший подарок для нас».
«Не терять оптимизма», – пожелал коллегам Андрей Ершов. «Я верю в бумажную прессу, – подчеркнул главред петербургского «Коммерсанта». – Да, тиражи сократятся, но она останется. Ведь электронные книги не вытеснили традиционные бумажные, а цифровая музыка не убила полностью индустрию виниловых пластинок».