Медиановости
/ Бизнес, Версии, Медиасреда, Петербург

22 июня 2015 10:52

Распродажа новостей: немного джинсы для гостей экономического форума

 
На прошедшем Петербургском международном экономическом форуме совершенно открыто распространялось невозможное коммерческое предложение — купить новостные сюжеты на ведущих федеральных, а также городских каналах об участии в ПМЭФ. Во всяком случае, это следует из рекламных листовок, распространявшихся на форуме и оказавшихся в распоряжении Лениздат.Ру. За вознаграждение от 45 до 700 тысяч рублей компания, которая называет себя «РуТВ», предлагает богатый выбор «имиджевых»  информационных  сюжетов на любые темы. Представители телекомпаний решительно заявляют, что они не в курсе существования такого рода услуг.
 
Согласно тексту рекламной листовки, возможности посредников из «РуТВ» распространяются как на местные, так и на федеральные каналы. Расценки на петербургские эфиры таковы: самые доступные — «региональные утренние новости, выходящие с 07:35 до 08:00  на 5 канале» (цитата по прайс-листу —Прим. авт.)  —  45 тысяч рублей за 2–3-минутный репортаж,  интеграция в информационный выпуск канала «Санкт-Петербург»  почти вдвое дороже — 70 тысяч рублей,  за 88 тысяч можно создать и разместить сюжет в «Последних известиях» «100 ТВ», появление нужного материала в региональном выпуске «НТВ-Петербург» обойдется в 95 000 рублей. 
 
Федеральные каналы закономерно дороже: 1,5-минутные репортажи на «России 2», «России 24» — 495 тысяч рублей (программа «Вести», дневные и вечерние выпуски), на «Москве 24» — 445 тысяч рублей (программа «Новости», утро, день, вечер), на «ТВЦентр» — 450 тысяч рублей (программа «Деловая Москва» в 14:45). За трехминутный репортаж на утренней (9:00) программе федерального НТВ просят 340 тысяч рублей, а за новостной репортаж на РБК — 390 тысяч рублей. Выше всего оценила организация участие в 20-минутной программе РБК «Сфера интересов» — 700 тысяч рублей.
 
Компания обещает со своей стороны концепцию и сценарий развернутого репортажа, интересный способ подачи информационного повода. В сюжетах могут быть использованы съемки с панельных дискуссий, подписаний документов, комментарии представителей компании, блиц-интервью с коллегами и партнерами.
 
Как пожелает заказчик
 
Лениздат.Ру позвонил по указанному номеру телефона Маргарите Ворониной (как сообщается в листовке — продюсеру информационного вещания), чтобы узнать подробности предложения.
 
Как сообщила девушка, компания «РуТВ» предлагает купить новости на телеканалах всем желающим, а не только участникам форума, и темы репортажей не ограничиваются экономическим форумом. Сюжеты могут быть самыми разными, сценарий обсуждается с покупателем.
 
«Сюжет может быть построен в игровой форме, это могут быть какие-то рекомендации для владельцев животных, — сразу предложила Маргарита Воронина (корреспондент Лениздат.Ру представился сотрудником компании по производству кормовых добавок для домашних животных). — И в него мы внедряем ваш бренд, он будет сюжетообразующим. Или можно сделать более деловую, событийную новость — например, о том, что открылось ваше представительство. И дальше — информация о вашей компании, продуктах, комментарии ваших специалистов, ваши интервью».
 
В целом, объяснили Лениздат.Ру, формат может быть различным, но, как правило, это утренние блоки новостей, развлекательные или информационно-познавательные программы, ни в коем случае не рекламный материал. Можно договориться и о пакете услуг (разные сюжеты обещают показать на нескольких телеканалах), в таком случае покупатель может рассчитывать на скидку. С заказчиком обсуждают сценарный план, сами съемки занимают 1–2 съемочных дня, предоплата, как правило, 100%.
 
«Все материалы делает наша съемочная группа, и у нас уже налажены контакты с петербургскими телеканалами, — рассказала Маргарита Воронина. — На «Пятом канале» вообще уже много лет наш собственный выпуск новостей».
 
Телеканалы не в курсе
 
Как оказалось, компания «РуТВ» («Русское ТелеВидео», расшифровывает сайт) действительно существует. Более того, она является одним из официальных подрядчиков Ленинградской областной телекомпании (ЛОТ), предоставляя каналу услуги по производству сюжетов.  ЛОТ, будучи, как известно, самостоятельным вещателем, имеет лицензию на 1 час (с 07:00 до 08:00) регионального распространения сигнала на той же частоте, что и «Пятый канал». Иными словами, с семи до восьми утра на «пятой кнопке» Петербург и область видят программы Ленинградской областной телекомпании, а не «Пятого канала» (по условиям лицензии, в нашем регионе у «Пятого канала» — часовой перерыв,  в это время из правого верхнего угла экрана исчезает логотип с белой пятеркой в красном пятиугольнике).  Во всех других регионах страны федеральный канал продолжает трансляцию своих программ.
 
Руководитель ЛОТ не отрицает факт сотрудничества телеканала с «РуТВ», но объявление о торговле эфирным временем в информационных выпусках, да еще и под чужим брендом, стало для него новостью: «Это категорически исключено, наш эфир состоит из новостного блока и программ собственного производства, — рассказывает Лениздат.Ру Андрей Мокров, генеральный директор телекомпании. — В новостном блоке идут только информационные сюжеты, никакой «джинсы» («заказного», платного материала. — прим. Лениздат.Ру) там быть не может. У нас могут быть программы рекламного характера, которые размещаются по отдельному договору как рекламная продукция, но, конечно, они не могут быть в выпуске новостей». Гендиректор подтвердил, что «РуТВ» действительно иногда по заказу ЛОТ снимает материалы для новостей, но в любом случае монтаж и сборку осуществляет сама телекомпания. Подрядчику Андрей Мокров намерен «дать по рукам, чтобы они больше так не делали».
 
А Петр Годлевский, гендиректор «НТВ-Петербург», и Сергей Боярский, гендиректор «Санкт-Петербурга», вообще сообщили, что о «РуТВ» не знают, а ни о каких «коммерческих» новостях на телеканалах речи идти не может. «Мы никому не давали такого права, — возмутился Сергей Боярский. — Конечно, это мошеннические действия, мы уже не первый раз сталкиваемся с подобными попытками использовать наше имя».
 
На федеральном «Пятом канале» сообщили, что в их сетке вещания нет не только «региональных утренних новостей», размещением в которых соблазняла листовка «РуТВ», но и вообще никаких региональных «окон».  
 
Новости и имидж
 
Сайт «Русского ТелеВидео» без каких-либо расценок или конкретики предлагает съемку новостных или имиджевых сюжетов для компаний и их размещение в новостных выпусках центральных телеканалов. «Новостной сюжет — эффективный способ продвижения и укрепления доверия потребителя, информация, поданная в новостях, — достоверна и актуальна», — рассказывает сайт.
 
В стратегических партнерах компании указаны такие организации, как Северо-Западное отделение «Сбербанка», «Почта России», филиал «Росгосстраха» в Петербурге и Ленобласти, «Газпромнефть — Северо-Запад», клиника «Доктор Борменталь» и федеральная Нотариальная палата.
 
Как выяснилось, «РуТВ», которое расшифровывает себя как «Русское ТелеВидео», это два разных юридических лица. Сайт «РуТВ» rutelevideo.ru зарегистрирован на ООО «Ру ТВ».
 
ООО «Ру ТВ» возглавляет Людмила Борисоглебская, и именно с этой компанией сотрудничает ЛОТ. А гендиректор и владелец ООО «Русское Телевидео» — ее брат, известный тележурналист Александр Борисоглебский, эта компания еще с 1997 года готовит новостные и научно-популярные программы для федеральных и петербургских каналов, снимает художественные кинофильмы и является лауреатом всероссийских и международных конкурсов. Например, в 2005 году компания совместно с ТК «АРД» Германия и ТК «ОРТ» сняла фильм «Кремль», а на инаугурации президента РФ и параде Победы на Красной площади в честь 60-летия со дня победы над фашистской Германией обеспечивала съемки с воздуха летающей камерой.
 
Сам Борисоглебский работает на телевидении с 1984 года. С 1988 года стал директором отдельного творческого объединения Ленинградского телевидения, а в 1991 году был назначен советником первого вице-мэра Санкт-Петербурга по внешнеэкономическим связям и возглавил общественный фонд «Петербургский фонд поддержки реформ». 
 
Александр Борисоглебский является гендиректором и другой компании — ООО «Компания TV-CTУДИO». Как удалось выяснить Лениздат.Ру, «TV-CTУДИO» и «РуТВ» пересекались, к примеру, в 2012 году в соревновании за госзакупку на серию телесюжетов о поддержке правительством Ленинградской области фермерских хозяйств и племенных заводов региона. «TV-CTУДИO» проиграла «РуТВ», других участников на конкурсе не было.
 
К слову, это не единственный выигранный «РуТВ» государственный контракт. В 2015 году компания уже выиграла тендеры, к примеру, на размещение в СМИ информационных материалов о школьных лесничествах (477,5 тысяч рублей) и о позитивном опыте деятельности социально ориентированных НКО Ленинградской области (360 тысяч рублей).
 
Вина редакции
 
Фактически, если телеканал размещает в новостном блоке информацию рекламного характера без пометки «на правах рекламы», ему грозит пристальное внимание ФАС и штраф в 100–200 тысяч рублей для редакции, плюс — 20 тысяч для редактора как должностного лица за нарушение закона «О рекламе», — рассказывает медиаюрист, директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова. «Для ФАС нет никакой разницы, в каком блоке идет реклама, — объяснила Лениздат.Ру медиаюрист. — Если содержание сюжета явно позиционирует какую-то компанию, производителя или товар, если к нему привлекается внимание, неважно, заплатили ли телеканалу, пометка должна стоять. Другое дело, что идея ставить рекламу в новостные блоки просто не вяжется с правилами работы редакции».
 
Единственно возможное исключение — наличие очевидного новостного повода. Тогда в случае предъявления претензий нужно доказать антимонопольной службе, что информационный повод был реальный, «а не притянутый за уши», — заключает Галина Арапова.
 
Как объяснила юрист, независимо от того, сам ли телеканал сделал сюжет или через посредников, вся ответственность ложится исключительно на редакцию.
 
Вместе с тем, если компания, предлагающая подобные услуги за деньги, не выполняет обязательств (заказанные сюжеты в новостях не появляются), такая деятельность может трактоваться законом как мошенничество. Правда, замечает Арапова, в такой сделке «повязаны» оба — и заказчик, и исполнитель, и оба, скорее всего, понимают, что нарушают закон.
 
Кроме того, есть ведь и «цеховые» правила. Например, «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (пункт 3) гласит: «журналист вообще не должен принимать, ни прямо, ни косвенно, никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикации материалов и мнений любого характера».
 
Теги:  пмэф