Телеканал 100 ТВ 29 мая потеряет более 20 сотрудников. Журналисты не готовы работать в режиме LifeNews и менять уникальное городское телевидение на жесткий новостной канал происшествий. Это объяснили Лениздат.Ру уходящие сотрудники канала.
Редакция 100 ТВ единовременно простится более чем с 20 сотрудниками: по собственному желанию уходят корреспонденты, операторы, редакторы, работники продюсерской службы. О том, что с 29 мая, в преддверии смены формата на вещание «LifeNews Нева», единственный качественный крупный городской телеканал «практически закрывается», сообщил в своем Facebook выпускающий редактор «сотки» Алексей Елисеев.
Как рассказал сам журналист, проработавший на 100 ТВ почти треть своей жизни — 10 лет, — увольняться ему никогда не было проще. «Меньше, чем за полгода, от канала не оставили камня на камне — и в буквальном, и в переносном смысле, — пишет Елисеев. — Не надо обвинять в чем-то тех, кто остаётся — да кто его знает, как бы повёл себя кто угодно из нас, когда на тебе висит ипотека, семья… У меня нет ничего — и теряю я всего лишь работу, может, ещё профессию».
Но обиднее всего, считает журналист, — что на потерю телеканала, похоже, всем наплевать: «В Питере был канал, на котором рассказывали про Шлосберга и псковских десантников, на котором спокойно могли критиковать городские власти или даже обсуждать аннексию Крыма. На его место приходит LifeNews. Кому-то, кроме толпы увольняющихся — не плевать?»
Причины у тех, кто уходит, разные, но все упираются в смену формата телеканала. Кто-то покидает редакцию из-за несогласия с идеологической позицией нового руководства (таких, по подсчетам Алексея Елисеева, около половины), кого-то не устраивают новые условия оплаты или предлагаемый рабочий график, — рассказывают Лениздат.Ру сотрудники. Кто-то, как телеведущий 100 ТВ Александр Малич, вообще не видит себя в новостной журналистике. Решение для большинства сотрудников далось нелегко — многие из уходящих проработали на телеканале не один год.
В течение последних месяцев москвичи объясняют сотрудникам новые методы и принципы работы, некоторые петербургские журналисты уже ездили в московскую редакцию LifeNews. Впрочем, как замечает корреспондент 100 ТВ Александр Туполев, многие «хотели досидеть до конца», пока канал официально не переименован и не переформатирован.
Фактически «конец» старого 100 ТВ наступит в начале июня, когда телеканал перейдет в режим активной переподготовки кадров к новому формату, а эфир временно — до сентябрьского запуска «LifeNews Нева» — заполнят фильмы. Тем не менее руководство телеканала попросило определившихся не тянуть и уходить, не дожидаясь июня, чтобы было время подобрать новый персонал и обучить людей. Впрочем, расстаются со всеми штатниками «по-доброму», выплачивая компенсацию.
Существеннее всего волна увольнений затронет новостную редакцию, а также отделы экономики, спорта и культуры. Оценивать общее количество сотрудников, которых уже потерял и еще потеряет за время переформатирования 100 ТВ, сложно, но, по оценкам самих сотрудников, оно достигнет 30 — 40 человек, не считая технической службы (что будет с последней, коллегам пока неизвестно).
«Я пока не знаю, как редакция новостей будет работать в следующем месяце, — признается Александр Туполев. — У нас и так уже не хватает людей, уже начинаются проблемы. Сейчас канал работает только потому, что редакция профессиональная, если на нашем месте был бы кто-то другой, наверное, не справились бы».
«Уходят, конечно, далеко не все, даже не большинство, — замечает журналист 100 ТВ Роман Перл, — но так как это все мои коллеги, которых я хорошо знаю и с которыми я привык работать, даже если их несколько, все равно кажется, что это очень много».
На новую систему не согласны
Поездки в Москву и уроки профессии от новых коллег многих журналистов «не вдохновили». «У них странные понятия о профессии — им нужна не серьезная работа, а сенсации, — рассказывает Лениздат.Ру Александр Туполев, — у них довольно странный график — журналисты работают с 7 утра до 11 вечера, и это не авральная, а штатная ситуация. Наши коллеги, которые ездили на стажировку, рассказывали — вообще непонятно, как в таком бардаке существует канал. Все кричат, шумят, по факту делом никто не занимается».
Впрочем, по мнению другого сотрудника 100 ТВ, пожелавшего остаться неназванным, подход LifeNews к работе просто нацелен на «определенный результат». «Главное — оперативность и высокая заинтересованность в криминале или „желтухе“, — рассказывает журналист. — Качество подачи, действительно, по моим ощущениям, волнует их мало».
«Дело не в том, насколько хорошо ты разбираешься в бюджетной политике города или в вопросах транспорта, — объясняет Александр Туполев. — Задачей может быть несколько часов промерзнуть возле какой-то гостиницы, карауля топ-звезду. Если ты простоял на морозе — ты молодец, а если ты сделал какой-то хороший сюжет, это не очень интересно».
Как рассказывают сотрудники, которые присутствовали на «летучках» со столичными гостями, те объяснили новым коллегам: 100 ТВ — это как бы устаревшая Nokia, а LifeNews в таком случае — первооткрыватели и новаторы вроде Apple. Правда, заметим, что «телеканал-первооткрыватель» во многом является аналогом британского телеканала SkyNews.
«Но когда мы просим: объясните нам, расскажите, как надо работать, покажите пример, никто ничего показать не может, — говорит Александр Туполев. — Объяснить ясно и четко, как нам работать, не могут, никто не перестраивает нас на новый формат. Понятно только, что мы, например, больше не ездим на заседания в Законодательное собрание, а снимаем пожары и аварии, просто потому что их смотрят. Эфирное телевидение тоже не особо интересует москвичей».
Изначально, говорят, выбор вариантов развития телеканала присутствовал. Предлагалось либо воспроизводить LifeNews, либо делать «жесткую и боеспособную» версию 100 ТВ. Но в итоге новое руководство выбрало первый путь. «По сути, с начала года уже идут изменения политики канала и его формата, — рассказывает Лениздат.Ру Алексей Елисеев. — Достаточно заглянуть на сайт, чтобы это понять». Уже закрылась программа «Свободное время», которую вели Роман Перл и Александр Малич, меняется информационная политика — акценты переносятся на происшествия.
Удерживать кадры не будут
Большинство из тех, кто покидает канал, пока уходят «в никуда».
«Я просто не вижу себя в формате нового канала, поэтому и ухожу, — рассказывает Лениздат.Ру. журналист Роман Закурдаев. — Нового места работы пока нет».
Неприятием идеологического направления холдинга News Media объясняет уход Александр Туполев, он тоже пока не знает, где находить работу после «сотки». Не знают, куда будут уходить, и Александр Малич, и Алексей Елисеев. Последний допускает, что вместе с местом работы, вероятно, потеряет и профессию, — аналогичного канала в Петербурге нет и не предвидится. «На мой взгляд, городского телевидения как такового в Петербурге не остается, — рассказывает Лениздат.Ру журналист. — Канал „Санкт-Петербург“ целиком завязан на Смольный, так что заменой стать не может».
«Я знаю, что многие из уходящих уже получают неплохие предложения, — говорит Туполев. — То есть за кадрами охотятся, а московское начальство расстается с ними без проблем».
Сотрудники рассказывают, что на канал собираются брать и студентов, непрофессиональных операторов. В целом же система набора штата уже отработана на «старших» проектах.
«Задачи реабилитироваться после такого массового ухода перед каналом не стоит, — считает Алексей Елисеев. — На его месте, по сути, будет петербургское подразделение LifeNews».
«Им попал в руки такой огромный актив, огромная площадка, профессиональные люди, — сетует Александр Туполев. — Они могли делать вообще все что угодно. Придумать вообще совершенно новое телевидение. Но пошли по самому простому накатанному пути — брать деньги происшествиями и „желтухой“, потому что это смотрят».
Город безмолвствует
Изначально 100 ТВ создавался как традиционный городской канал, который должен был транслировать весь спектр городских новостей. Ориентировался он на людей — если в старом варианте 100 ТВ интересовал зрительский рейтинг, то есть количество людей, которые смотрели телеканал, то для LifeNews на первое место выходит рейтинг цитируемости — сколько новостных лент и интернет-порталов перепечатали их новости.
Но сами горожане, для которых существовал канал, никакого внимания на его исчезновение пока не обращают.
«Никто не выйдет и не перекроет Петроградскую набережную, где мы находимся, в знак протеста, — замечает Александр Туполев. — Никто не выйдет на митинг. Глобальная проблема-то в том, что город, в общем-то, и не нуждается в телеканале. К чему мы в итоге пришли: то, что мы делали 20 лет, как будто никому, кроме нас, не нужно. Ведь у нас всегда была ориентация на город, сколько мы тем обсуждали — Зубовский институт, Охта-центр. А людям как-то все равно, и вот это действительно раздражает».
«Всем плевать, если не считать лично мою бабушку», — горько шутит Алексей Елисеев.
Даже в социальных сетях, где гражданскую позицию выражать проще, никакого бурного обсуждения смены формата и потери городского телевидения не наблюдается, разве что на личных страницах уходящих журналистов.
С генеральным директором телеканала Максимом Троепольским Лениздат.Ру связаться не удалось, а все, кто занимает иные руководящие должности, давать любые комментарии отказывались. Такая ситуация наблюдается с приходом нового руководства.
Напомним, после смерти Олега Руднова в январе 2014 года его холдинг «Балтийская медиа-группа», в который входит телеканал 100 ТВ, перешел под управление гендиректора News Media Арама Габрелянова. Во время своего визита в редакцию телеканала 3 марта Габрелянов объявил о переформатировании «сотки» в новостной канал.