МИД Германии дал своим дипломатам письменные рекомендации по отражению тезисов кремлевской пропаганды, пишет "Новая газета".
Министерство иностранных дел Германии выпустило специальный документ для дипломатов и политиков под названием «Российские утверждения — наши ответы».
На восьми страницах документа немецкие дипломаты пытаются дать ответы на наиболее расхожие пропагандистские тезисы Москвы в связи с украинским кризисом, присоединением Крыма, расширением НАТО на Восток. Вот, например, на российское утверждение «Крым был всегда русским» делается краткий экскурс в историю полуострова с античных времен до наших дней — киммерийцы, греки, готы, гунны, хазары, татары и турки были хозяевами Крыма в разные эпохи, пока в конце 18 века не пришли русские, а передача его Украине в 1954 году была подтверждена международно-правовыми договорами 1991 года и Будапештским меморандумом 1994 года. Референдум 2014 года о присоединении к России, считают авторы документа, нарушил конституцию Украины и не мог быть проведен без силовой поддержки российских войск.
В этой связи документ называет политически не состоятельным утверждение Москвы о том, что «Запад придерживается двойных стандартов в случае независимости Косово и крымского референдума». Заявлению о независимости Косово предшествовала 10-летняя история усилий многих сторон и упорных переговоров, а не одномоментная силовая операция извне.
Антироссийские санкции немецкие дипломаты предлагают рассматривать не как попытку«экономически поставить Россию на колени» — цель санкций заключается в том, чтобы побудить Москву к переговорному процессу по поиску политического решения украинского кризиса в соответствии с международным правом.
Оспаривает документ и тезис о том, что «после развала СССР Запад систематически стремится ослабить Россию и ограничить ее роль в мировой политике». На самом деле в интересах Евросоюза и НАТО, чтобы России как сильный партнер вносила свой вклад в обеспечение европейской безопасности. В этих целях с Москвой было развернуто сотрудничество по многим направлениям: создан и успешно работал совет Россия-НАТО, российские парламентские делегации заседали в Совете Европы, ведущие европейские страны содействовали тому, чтобы Россия стала полноправным членом G8, активно подержали ее вступление в ВТО.
Фальшивым считают авторы документы утверждение о том, что «в Киеве у власти находятся фашисты». Вместе с тем они не отрицают — в протестах на Майдане участвовали радикальные группировки, в том числе и правого толка, однако они не участвовали в формировании переходного правительства.
Тезис о якобы «дискриминации этнических русских в Украине и их призывы о помощи к России», как полагают в МИД Германии, полностью опровергается наблюдателями ОБСЕ, которые не выявили фактов ущемления прав русскоязычного населения. Спорный законопроект о государственном языке не может быть использован в качестве доказательства, поскольку в силу так и не вступил.
Предложенные немецким МИД аргументы являются, по сути, первой попыткой системного ответа на российскую пропаганду.
Озабоченность по поводу агрессивной риторики российских СМИ возникает в Европе все чаще — наряду с оценками, что здешние толерантные медиа уступают в эффективности прокремлевскому рупору, телеканалу Russia Today. На уровне европарламента даже поднимался вопрос о создании единого европейского телеканала, в качестве симметричного ответа. Однако пока из-за бюрократических проблем эта тема не получила продолжения.
Растет число сторонников и более жесткого тона в переговорах с Кремлем, в том числе и дальнейшего наращивания санкций. Так, известный эксперт по вопросам восточной политики и публицист Андреас Умланд в статье для немецкой газеты Die Zeit полагает, что дебаты о поставках оружия Украины отодвинули в тень такое эффективное средство воздействия на позицию России, как введение нефтяного эмбарго.
Опираясь на анализ берлинского Фонда науки и политики, Умланд утверждает, что сейчас самое подходящее время перекрыть Москве нефтяной кран. «Без доходов от экспорта энергоносителей на Запад, — пишет немецкий эксперт, — русскому правительству придется обеспечивать социальную стабильность, а не финансировать Приднестровье, Абхазию, Южную Осетия, Донецк и Луганск».