За 2014 год Роскомнадзор зарегистрировал около 4,7 тысяч новых изданий, что на 15% меньше, чем в 2013 году. Соответствующие данные указаны в отчете ведомства. По оценкам экспертов, падение количества новых СМИ происходит преимущественно из-за ухудшения экономической ситуации и потери инвестиционной привлекательности печатных изданий.
По данным Роскомнадзора, за 2014 год в ведомство поступило 9689 заявок на регистрацию, перерегистрацию, внесение изменений в свидетельство о регистрации СМИ. Это на 8% меньше, чем в 2013 году. Впервые зарегистрировано 4764 средств массовой информации; перерегистрировано 2537, внесено изменений в 416 свидетельств о регистрации средств массовой информации. В 2013 году зарегистрированных новых изданий было на 15% больше (5,6 тысяч).
В целом рынок СМИ сократился на 3% — общее количество зарегистрированных СМИ снизилось с 88,9 тысяч в 2013-м до 86,9 тысяч в прошлом году. В большинстве своем закрывались печатные СМИ — количество газет, журналов и других бумажных средств массовой информации стало на 2 тыс. меньше (в 2013 году — 63, 8 тысяч, в 2014-м — 61,7 тысяч). Число зарегистрированных информационных агентств уменьшилось примерно на 30, а количество электронных СМИ, наоборот, увеличилось на 200 порталов.
Напомним, ранее Минкомсвязь официально прогнозировала сокращение 15−20% сотрудников СМИ. Такие данные представитель министерства представили вице-премьеру Ольге Голодец на заседании межведомственной рабочей группы по мониторингу на рынке труда, прошедшем в аппарате правительства РФ.
Учитывая, что, по оценкам участников рынка, в СМИ работают около 300 тысяч человек, работу могут потерять до 60 тысяч сотрудников массмедиа. При этом речь идет не только о сокращении сотрудников, но и о закрытии изданий. Владельцы издательских холдингов оптимизируют линейку своих СМИ, оставляя лишь наиболее прибыльные.
Как пояснил «Известиям» замглавы Минкомсвязи Алексей Волин, при оценке развития рынка СМИ их ведомство опирается не на статистику Роскомнадзора, а на «реальные показатели», например, объемы рекламы, присутствие крупных игроков на рынке, количество рабочих мест, объемы тиражей и показатели рейтингов изданий.
В марте 2014 года издательский дом «Бурда» закрыл несколько своих журналов, в том числе «Лиза Girl», Mini, «Даша». По словам представителей ИД, мотив закрытия изданий чисто экономический, под нож попали наименее прибыльные журналы. Также в марте по причине экономической нецелесообразности был закрыт журнал «Итоги». Издание выпускалось ИД «Семь дней», 25% акций которого, в свою очередь, принадлежат «Газпром-Медиа». В августе немецкий холдинг Bauer Media закрыл два глянцевых проекта (сегмент Lifestyle) в России — журналы Joy и «Просто. Вкусно» (в связи с падением доходов от рекламы). При этом в 2013 году Bauer Media уже чистил свою линейку женских изданий: были закрыты журналы «Чисто по-женски», «Планета женщин» и «Буду мамой».