Медиановости
/ Конфликты, Несвобода слова, Пресса

10 января 2015 08:53

Charlie Hebdo: цена шуток в мире радикального ислама

 
Счет угроз, которые журналисты по всему миру получают, неосторожно задев тему ислама, идет на тысячи – и хорошо, если угрозами все ограничивается. 7 января в результате террористической атаки на редакцию французского еженедельника Charlie Hebdo погибло 12 человек. Карикатуры, шутки, записи в блогах и критический подход - Лениздат.Ру, о том, что в прессе возмущало радикальных исламистов и чем это заканчивалось. 
 
«Главные враги»
Еще в 2013 году исламская группировка «Аль-Каида» опубликовала список «главных врагов ислама», в него вошли 11 имен западных политиков, журналистов и деятелей культуры, которых необходимо найти «живыми или мертвыми». Сразу же попали в него и карикатурист Ларс Вилкс, и трое сотрудников Jyllands-Posten - главный редактор Карстен Жюст, редактор Флемминг Роуз и художник-карикатурист Курт Вестергор. 
 
В этом списке был и Стефан Шарбонье, редактор и художник парижского еженедельника Charlie Hebdo, погибший 7 января 2015 года во время террористической атаки на офис сатирического журнала. Вооруженные люди проникли в  здание и расстреляли всех сотрудников, которые были в тот момент на планерке. В результате теракта погибли 12 человек, из них двое полицейских, ранены 20.  
 
Во  Франции прошли памятные акции, в частности в Париже, Нанте, Безансоне, Тулузе, Страсбурге, Бордо, Лионе,  собравшие тысячи неравнодушных.  Пришедшие держали в руках плакаты  Je Suis Charlie («Я - это Шарли») и ручки с карандашами как символ единственного оружия, что было у сотрудников издания в момент нападения.  Знаменитая Эйфелева башня в Париже в память о погибших 8 января погасила свои огни. В стране объявлен национальный траур. Известные зарубежные издания, такие как Business Insider, Huffington Post, Daily Beast, опубликовали карикатуры, которые выпустило сатирическое издание Charlie Hebdo в 2011 году, когда произошло первое покушение на редакцию еженедельника. В Twitter  в поддержку журнала запущен хештег  #JeSuisCharlie. Карикатуристы со всего мира опубликовали свои работы на тему борьбы за свободу слова и печальных событий в Париже в социальных сетях. 
 
 
 
 
Акции в память о трагедии прошли по всему миру, в том числе в Москве  Михаил Ходорковский в своем Twitter в день атаки на Charlie Hebdo написал: «Если журналисты - достойное сообщество, завтра не должно быть издания без карикатуры на пророка». Президент Чечни Рамзан Кадыров воспринял слова бывшего главы ЮКОСа как призыв к оскорблению чувств верующих. «Своими безмозглыми действиями Ходорковский поставил на себе крест, - написал Кадыров в Instagram. -  Он объявил себя врагом всех мусульман мира. Значит и моим личным врагом. Я уверен, что в его любимой Швейцарии найдутся тысячи законопослушных граждан, которые призовут беглого уголовника к ответу. И, видимо, этот спрос будет жестким и чувствительным».  Глава республики также заявил, что, прикрываясь формулировкой «свобода слова», некоторые либеральные СМИ «порождают зло». В то же время почетный гражданин Чечни и уроженец Франции Жерар Депардье выразил сочувствие своим соотечественникам, сфотографировавшись с табличкой Je Suis Charlie.
 
15 января в 13.30 (по московскому времени), на 9 день после трагедии, Союз журналистов России призывает все редакции почтить память погибших коллег минутой молчания.
 
Нападение на редакцию Charlie Hebdo далеко не первый случай агрессии со стороны радикалов в адрес сотрудников СМИ. Огромно количество угроз, которое получали журналисты самых разных стран, неосторожно задевшие тему ислама. И хорошо, если все на угрозах и заканчивалось. Вот только некоторые примеры. 
 
Критика неуместна
В 2012 году в Германии начали получать угрозы те журналисты, которые критически освещали бесплатную раздачу немецких переводов Корана в ФРГ. Раздачу организовали мусульмане-салафиты, которые исповедуют крайне консервативный ислам. Салафиты распространили на портале YouTube видеоролик, в котором были поименно названы сотрудники газет Frankfurter Rundschau и Tagesspiegel, продемонстрированы личные фотографии журналистов и другая личная информация. Компьютерный голос за кадром заявил, что исламисты располагают детальными сведениями, в том числе адресами и телефонными номерами тех, кто опубликовал критические материалы.
 
В 2012 году в столице Сомали Могадишо был застрелен поэт, сатирик и радиоведущий Варсаме Шире Авале. Он неоднократно критиковал в эфире  радикальную исламистскую группировку «Аль-Шабаб», участвовал в радиопостановках, которые высмеивали ее членов и обвиняли их в том, что они вводят людей в заблуждение, прикрываясь при этом мусульманской религией.
 
На следующий день в Могадишо погиб репортер и редактор сайта агентства Shabelle Мохаммед Туриар. Ответственность за гибель обоих журналистов взяла на себя группировка «Аль-Шабаб». Это только два случая в череде нападений группировки на работников СМИ.
 
В сентябре 2014 года, после того как боевики  вооружённой группировки «Исламское государство» казнили американца Джеймса Фоули и американо-израильского журналиста Стивена Сотлоффа, многочисленные угрозы  начал получать  косовский журналист Висар Дурики. Он специализируется на темах, связанных с исламом, и в некоторых сообщениях неизвестные угрожали обезглавить журналиста по примеру его американских коллег. 
 
Смертельный юмор
Все представители СМИ, попавшие в число «главных врагов ислама» - сатирики. На шутки радикалы реагируют едва ли не острее, чем на критику. 
 
В 2011 году на популярном исламистском сайте появилось анонимное обещание «отрезать язык» телеведущему Дэвиду Леттерману. Причиной послужила шутка журналиста по поводу уничтожения Осамы Бин Ладена и его сообщника.  
 
В 2012 году в интернете появились адреса сценаристов мультсериала «Южный парк» Трея Паркера и Мэтта Стоуна и призыв «нанести визит» тем, кто посмел оскорбить мусульманского пророка. Речь идет о юбилейном, двухсотом эпизоде сериала, в котором пророка Мухаммеда изобразили в костюме медведя. К сообщению прилагалась фотография режиссера Тео Ван Гога, который снял в свое время фильм о женщинах-мусульманках и был убит в Амстердаме исламским фанатиком в 2004 году. Снимок был подписан: «Тео Ван Гог – Трей Паркер и Мэтт Стоун забыли про него?» Опубликовал сообщение Джесси Кертис Мортон из Бруклина, после принятия ислама взявший имя Абдулла Мухаммад Юнус. Американский суд приговорил его к 11 годам лишения свободы. 
 
Многочисленные угрозы от последователей радикального ислама до сих пор  получает шведский карикатурист Ларс Вилкс, автор карикатур о пророке Мухаммеде. На него совершались покушения, а его дом пытались поджечь. Он был объявлен в розыск и приговорён к казни исламскими террористическими организациями, поэтому вынужден всегда передвигаться с телохранителем. 
 
Тюрьма за неверие
На некоторых мусульманских территориях за неаккуратное обращение с верой можно поплатиться реальным тюремным сроком. И есть вероятность, что это наиболее безопасный путь для нарушителя религиозного спокойствия. 
 
В 2012 году саудовский журналист Хамза Кашгари оставил в сети Twitter  сообщение с обращением к пророку Мухаммеду: «Что-то в тебе я любил, что-то — ненавидел, и многое в тебе я не понимаю. Я не буду молиться тебе». После чего журналист получил более 30 тысяч ответов, среди которых были и смертельные угрозы. Группа с призывом казнить журналиста появилась в социальной сети Facebook.
 
Хотя журналист удалил запись о пророке и извинился перед мусульманами, его задержали в Малайзии и выдали властям Саудовской Аравии. За оскорбление ислама журналист был приговорен к 1,5 годам тюремного заключения.
 
В том же году  блогер Раиф Бадави был приговорен к 10 годам тюрьмы за оскорбление ислама и создание либеральной социальной сети.
 
Ближе, чем кажется
В 2012 году от радикальных исламистов начали поступать угрозы журналистам телеканала ГТРК «Кабардино-Балкария». На своих сайтах боевики вывешивали «расстрельные списки»,  в которых перечислялись те журналисты, которые освещают неприятные для радикалов новости. В упрек журналистам ставили то, что они рассказывают о задержаниях боевиков «с улыбкой» и «неправильно себя ведут». На одной из записей лидер боевиков обещал изуродовать журналистов, «оставить им улыбки навсегда» за то, что они подробно описывали в эфире итоги контртеррористических операций.
 
 В декабре 2012 года  ведущего программы «Вести» ГТРК «Кабардино-Балкария» Казбека Геккиева расстреляли неизвестные. Это был тот редкий случай, когда уже в первые часы после трагедии следственные органы заявили о том, что убийство связано с профессиональной деятельностью журналиста. Один из убийц был ликвидирован во время спецоперации, другие не найдены.
 
С другой стороны
Уже исполнилось десять лет громкой попытке исламистов использовать журналистов для того, чтобы повлиять на права религии во Франции.  В августе 2004 года в Ираке похитили двух французских журналистов – Кристиана Шесно (французская государственная радиостанция Radio France International) и Жоржа Мальбрюно (Le Figaro). Исламисты требовали от французских властей срочно отменить закон, который должен был вступить в силу на днях: о запрещении религиозной символики в школах. В противном случае «Исламская армия Ирака» угрожала казнить журналистов в течение 48 часов. Франция ультиматум отвергла, и закон вступил в силу в положенное время. В декабре того же года после длительных переговоров журналистов отпустили. 
 
Почему Франция?
 
Еще в июне 2014 года полицейская служба ЕС Европол опубликовала доклад, в котором констатировала: Франция лидирует в Европе по числу радикальных исламистов. Согласно этому отчету, за 2013 год в странах ЕС было задержано 216 человек по подозрению в причастности к исламистскому террористическому подполью. И почти две трети из них - во Франции. Всего за год частота выявлений потенциально опасных элементов такого рода в стране увеличилась почти вдвое. В большинстве случаев речь идет не о мигрантах, а о гражданах Евросоюза. Как правило, эти люди не имеют никакой связи с организованными исламистскими сетями, молодые люди «радикализуются» самостоятельно. Такая картина, как считают в Европоле, в последнее время становится все более характерной для Бельгии, Германии, Испании, Италии, Франции.
 
По данным Комитета по защите журналистов 2012, 2013 и 2014 годы стали самым летальным периодом для журналистов за последнее десятилетие. Почти половина смертей произошла на Ближнем Востоке. И чуть меньше половины погибших пали жертвами заказных убийств, многим из  них угрожали. Так, в Пакистане с 2008 года по 2015 год, по данным Amnesty International были убиты 34 журналиста, ответственность за часть этих смертей брали на себя радикальные исламистские организации.