Медиановости
/ Версии, Медиасреда, Петербург

26 декабря 2014 17:39

МВД запретило полицейским лгать журналистам

 
Полицейским Петербурга запретили лгать журналистам. Им теперь возбраняется даже отвечать прессе «No comments». Вот такие новые рекомендации МВД разослало на днях по территориальным подразделениям. Заодно, словно детям, им сформулировали, как смотреть на репортера, где держать руки при беседе. И безусловный revolt — даже думать плохо о корреспонденте нельзя, передает «Фонтанка.Ру».
 
Девять страниц методических рекомендаций с новыми правилами взаимодействия полицейских с журналистами поступили на днях из МВД в территориальные службы Петербурга. Анализ экспертов показал, что документ явно готовили два человека, с разным воображением и менталитетом. Так, если первая часть, как и положено, забита бесконечными скучными ссылками на федеральные законы, постановления правительства, нормы административного кодекса и ведомственные инструкции, то во второй сформулированы принципы и правила четко, с настроением и необычно.
 
Соответственно, первую вводную пропускаем.
 
Принципы же начинаются с пункта: «Никогда не говорите неправду. Любая ложь рано или поздно будет раскрыта, и тогда потребуется много усилий, чтобы восстановить подорванное доверие». Нельзя сказать, что это откровение, но чтобы вот так — прямо в лоб, за это наше отдельное журналистское спасибо. И мы в детстве читали рассказ Виктора Драгунского «Тайное становится явным», где ребенок попался на выходке с манной кашей. Но все равно приятно.
 
Далее принципы только подтверждают первую догму: «Никогда ничего не выдумывайте», «Никогда не комментируйте того, о чем у вас нет четкого представления», «Никогда не комментируйте слухи»,"Никогда не нарушайте обещаний" и, наконец, как обухом — «Никогда не говорите «Без комментариев». А дальше пометка для полиглотов — «пресловутое английское «No comments».
 
Не обошлось и без доходчивых метафор: «Нельзя позволить себе поддаться давлению со стороны корреспондента, чтобы тот тут же радостно сообщил в редакцию: «Я выбил у него признание!». Мы в курсе — главные аналитики министерства думают о нас в Москве, но удивлены их предположениями о пытках в ходе интервью.
 
В рекомендации вписаны и конкретные, верные с точки зрения составителей, стереотипы поведения. Четкие, как команды строю: «Никогда не смотрите в камеру. Лучше всего о ней вообще забыть», «Следите за выражением своего лица», «Не раскачивайтесь в кресле», «Не держитесь за микрофон», «Не складывайте руки на груди», «Не держите руки в карманах», «Не ставьте руки на бедра», «Не стучите по столу кулаком» и подозрительное — «Не опускайте глаза и не отводите взгляд в сторону. Вас можно уличить в неискренности, но хуже того, в «даче ложных показаний».
 
Здесь автор начал вспоминать, когда последний раз, беседуя с полковниками на Суворовском, он подталкивал источник словами: «В глаза смотри! Обзорную справку о происшествии на стол».
 
В документе есть и вовсе волшебное требование: «Никогда не думайте плохо о журналистах. С таким настроением лучше к прессе не выходить». Мы смущены. Еще и тем, каким образом можно контролировать дурные мысли о СМИ.
 
Тут как в мультфильме о Простоквашино: «До чего техника дошла!»
 
Заканчивается инструкция праздничной позой: «Не сидите с расставленными широко ногами. Положив руки на колени. В этом положении вы в лучшем случае будете походить на Деда Мороза».
 
Наконец, до «Фонтанки» дошло. Написать в официальном регламенте МВД России о любви к журналистам, о неукоснительном соблюдении правды при передаче информации, а потом все это обосновать Новым годом способен только внедренный журналист. Хотя в нашей редакции появилась и другая версия — копы втираются в доверие, что-то замышляют.