Медиановости
/ Бизнес, ТВ

24 декабря 2014 09:54

Телеканалы сократят расходы на отечественный контент

Производителей телеконтента предупредили о значительном сокращении бюджетов в следующем году.

Так представитель «Первого канала» подтвердил, что компания уже объявила партнерам о снижении на 15% рублевых цен на контент в следующем году. Но он не исключает и дальнейшего сокращения расходов. Гендиректор группы ТНТ Игорь Мишин говорит, что уже сообщил производителям о сокращении затрат на 20%. CTC Media пока не сообщал производителям конкретных цифр, говорит гендиректор холдинга Юлиана Слащева. Но компания уже предупредила об общем сокращении бюджетов: «Скорее всего, мы сократим расходы на закупку контента отечественного производства на 15−20%, точнее пока сказать невозможно». Представитель НТВ заявил лишь, что «мы постараемся воспользоваться этой ситуацией». Представитель ВГТРК от комментариев отказался, сообщают «Ведомости».

Причиной сокращения бюджетов сотрудники телекомпаний называют кризис на рынке рекламы. За первые девять месяцев этого года компании потратили на продвижение на ТВ 112,6 млрд рублей, что лишь на 4% больше, чем за тот же период 2013 года. В IV квартале рынок ушел в минус и по итогам года, скорее всего, будет лишь в небольшом плюсе, считают эксперты. Крупнейший селлер страны Vi несколько недель назад сообщил каналам обновленный прогноз на следующий год — по расчетам селлера, расходы на телерекламу снизятся на 15%. Впрочем, за это время ситуация сильно изменилась, но Vi пока не предоставляет более актуального прогноза. Представитель Vi заявил, что официального прогноза селлера на 2015 года не существует: «Корректное прогнозирование в существующих реалиях невозможно».

В последние годы расходы каналов на контент росли. Так, в 2013 году семь крупнейших российских каналов отдали под отечественные премьеры (сериалы и шоу, документальные фильмы и телефильмы) почти четверть эфира, стоимость этих программ составила 44,3 млрд рублей, подсчитала KVG Research. Больше половины этой суммы (58%) приходится на сериалы и фильмы, еще треть — на развлекательные программы и телешоу. Больше всех денег на премьеры потратили в прошлом году «Первый канал», «Россия 1″ и НТВ (28, 27 и 25% соответственно).

Зато сейчас ситуация на рынке уже напоминает финансовый кризис 2008—2009 гг., говорят каналы и производители.

„Я проходил кризис 2009 года с собственной телекомпанией и знаю, что к нему необходимо приготовиться заранее, а не менять бюджеты, когда денег уже нет, — говорит Мишин. — Я поговорил с производителями — и, надеюсь, все понимают ситуацию: лучше мы все сейчас, условно говоря, будем работать за еду, зато все сохраним объемы производства и любовь зрителей. Мы продолжим оказывать давление на рынок, делать качественные проекты, но за меньшие деньги“.

Гендиректор Comedy Club Production (эта компания, как и ТНТ, принадлежит „Газпром-медиа“) Артур Джанибекян подтвердил, что канал предупредил о сокращении бюджетов: „В такой ситуации это абсолютно логично, мы сейчас серьезно сокращаем собственные расходы“. Джанибекян, а также генеральный продюсер Yellow, Black & White Эдуард Илоян и генеральный продюсер StarMedia Владислав Ряшин говорят, что основные расходы производственных компаний связаны с выплатами актерам, режиссерам, сценаристам проектов, поэтому сейчас в первую очередь сокращаются их гонорары.

По словам Илояна, при этом сами актеры, режиссеры и сценаристы, от которых так зависят проекты, напротив, настаивают на повышении своих гонораров в связи с экономической ситуацией в стране. Также продюсеры говорят, что договариваются о снижении выплат подрядчикам — компаниям, которые предоставляют в аренду съемочное оборудование, павильоны и т. д. Впрочем, Ряшин указывает, что производителям сейчас во многом приходится корректировать планы по проектам из-за валютных колебаний: „По одному из проектов у нас должны пройти съемки в Китае, теперь мы их либо сильно сократим, либо откажемся полностью. Другой проект, где съемки должны были пройти в Таиланде, мы пока отложили“. По словам Ряшина, часть договоров с каналами „зависла в воздухе“, потому что пока совершенно не ясно, что дальше будет происходить с рынком рекламы и какими бюджетами реально будут располагать каналы: „Понятно, что общее число проектов в производстве на рынке в следующем году сильно сократится“. Но Илоян отмечает, что, как и во время прошлого кризиса, продюсеры и каналы, которые продолжат инвестировать в производство и разработку проектов, скорее всего, заметно выиграют после окончания кризиса. Основатель „Вайт медиа“ Тимур Вайнштейн также говорит, что пока не заключает новые договоры: „Сейчас это довольно бессмысленно, ситуация совершенно непонятная, какой проект будет рентабелен в итоге, какой — нет“. Он полагает, что каналы в 2015 году будут снимать проекты в более дешевых форматах: к примеру, больше мелодрам и детективов, чем исторических костюмированных сериалов."Но главное — не насколько каналы сократили цены, а чтобы они вообще заплатили то, что обещали. Ситуация с задолженностью на рынке становится все сложнее», — заявил Вайнштейн.

Говорить о каких-то конкретных цифрах бюджетов сейчас «шарлатанство», соглашается руководитель одного из крупных федеральных каналов: «Адекватных прогнозов по рынку рекламы просто нет. Мы честно предупредили партнеров, что будем в следующем году задерживать выплаты и каждый квартал заново обсуждать ситуацию по задолженности уже готовых проектов и бюджетам новых программ». Также этот канал примерно на те же 20% сократит объем закупки контента. Зрители в следующем году не увидят в эфире всей этой экономии, рассуждает он: «До следующей осени у всех каналов есть хороший запас готовых проектов. Что будет происходить дальше, неизвестно».