Медиановости
/ Власть, Интернет

1 декабря 2014 12:15

Чиновников обучат информационным технологиям

В ближайшее время руководители почти 100 российских министерств и ведомств должны будут в обязательном порядке научиться работать с современными информационными технологиями. Федеральная межведомственная комиссия, курирующая работу и развитие в РФ ситуационных центров (СЦ), предлагает включить такую компетенцию в должностные обязанности руководителей органов исполнительной власти и других госорганов. Кроме того, их обяжут периодически повышать квалификацию по специальности "управление информационно-аналитической деятельностью". 

Поводом для этого стало создание в России новой глобальной структуры госуправления и реагирования на ситуации на основании системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ), где эффективность управленческих решений будет напрямую зависеть от уровня профессиональной подготовки чиновников. 

СЦ представляет собой специальное помещение оборудованное системами коммуникации — конференц-связи, видеоконференций, а также другими комплексами хранения, сбора, анализа и обработки информации. Все эти технологии позволяют оперативно принимать управленческие решения, контролировать и проводить мониторинг различных ситуаций. Например, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, происшествий, в том числе и в военное время. Специальные программы комплекса также помогают анализировать причины и последствия различных ситуаций, искать пути решения и альтернативные варианты. 

Сейчас в России создается новая глобальная система госуправления на основе СЦ — система распределенных ситуационных центров, которая свяжет в единую сеть все ведомственные и корпоративные центры для эффективного управления в социально-экономической сфере и сфере нацбезопасности.

Однако, эксперты считают, что развитию СРСЦ мешает человеческий фактор — зачастую руководители ведомств не обладают достаточными навыками работы в сфере информационных технологий, поэтому не могут полноценно использовать все преимущества СЦ и адекватно реагировать на различные ситуации. 

"Чтобы СЦ работали эффективно, необходимо внедрять сложные IT-решения, позволяющие моделировать и прогнозировать ситуацию на основе поступающей оперативной информации, - рассказал "Известиям" руководитель дирекции по информационным технологиям Аналитического центра при правительстве Алексей Хромов. — Это достаточно дорогая аналитика, и, к сожалению, в настоящий момент СЦ не оснащены такими решениями и продолжают оставаться дорогостоящими конференц-залами, которые используются в лучшем случае на 30% относительно тех замыслов, под которые они были созданы". 

По словам Хромова, чиновнику для эффективного управления необходимо прогнозировать ситуацию и развитие событий. Если программные IT-решения на основе базового комплекса моделей сделаны грамотно и хорошо, то ему для этого достаточно лишь уметь ими пользоваться. 

Для того, чтобы руководители министерств, ведомств и других госорганов обладали достаточными навыками работы в области информтехнологий, Федеральная межведомственная комиссия предлагает повысить планку требований к их профессиональному уровню. В должностные обязанности госслужащих планируется вписать компетенции в информационно-аналитической сфере и информационных технологиях. Кроме того, их обяжут периодически повышать квалификацию по специальности "управление информационно-аналитической деятельностью". 

Для этого чиновников будут обучать работе на современном оборудовании, оснащенном специальными программами. Для решения этой задачи на базе таких вузов, как Московский гостехуниверситет им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина), Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики, Российский государственный гуманитарный университет, планируется создать совет, который разработает программы трех типов для чиновников. 

Между ведомствами и вузами будут заключены договоры по первичной подготовке специалистов в области информтехнологий, профессиональной переподготовке персонала СЦ в форме заочного обучения, а также по повышению квалификации сотрудников на курсах факультетов дополнительного образования.

В самих ведомствах к этой идее относятся неоднозначно.