Мнения
/ Опросы

8 апреля 2014 22:04

Журналисты не ходят маршем?

Смольный отказался согласовать маршруты "Марша правды", организованного в защиту независимых СМИ. Инициаторы обещают: акция состоится в любом случае. Только вот не факт, что представители медиа до нее дойдут.

"Марш правды" – акцию в защиту честных и независимых СМИ, отказался согласовать Смольный, не утвердив ни одного из предложенных маршрутов.

Организатор мероприятия, депутат и обозреватель "Новой газеты в Петербурге" Борис Вишневский сообщил, что акция состоится и пройдет формате одиночных пикетов. Выйдут на улицы, как надеется депутат, не только политические активисты, но и те, кого наступление на независимые медиа касается в первую очередь – сотрудники СМИ. Лениздат.Ру поговорил с журналистами и выяснил, почему некоторые предпочитают Facebook площадям.

Виктор Резунков, корреспондент радио "Свобода" в Петербурге:

- Я очень пессимистично смотрю и на такого рода акции, и на ситуацию, которая сейчас сложилась в сфере СМИ. На самом деле, мы сейчас наблюдаем фантастическое наступление на свободы в России. В зависимости от того, какое количество журналистов придет на эту акцию, станет очевидно, готовы ли они бороться за свои права. Я предполагаю, что их будет не очень много. У нас как-то так получилось, что журналистское сообщество не выступает единым фронтом. Есть много причин, почему это происходит. Например, молодые люди работают в СМИ, которое входит в состав холдинга, принадлежащего приближенным к Владимиру Путину фигурам. И всякое выступление против внутренней политики государства рассматривается как оскорбление владельца холдинга. То есть это такая самоцензура. Люди предпочитают не лезть на рожон – надо же кормить семью и прочее. Такая ситуация очень чревата. Когда закроются объективные средства информации, наступит период полного отсутствия информации. Люди перестанут понимать, что на самом деле происходит.

 Надо проводить какие-то конференции, круглые столы, чтобы объединить журналистов, но это не получается сделать. Как это сделать? Попытаться надо следующим образом: раз журналисты не могут собраться за большим столом и под эгидой Союза журналистов – хотя, конечно, надо понимать, что это за организация, – то надо попытаться собрать их хотя бы на митинге за свободу слова. Я, скорее всего, приду – и как человек, который активно будет участвовать в этих событиях, и, с другой стороны, как журналист, который будет освещать акцию.

Сергей Балуев, редактор журнала "Город 812":

- На этот марш я не пойду, хотя вообще это дело благородное. Думаю, что, собственно, журналистов там будет немного. Я посмотрел лозунги, которые заявлены на таком марше в Москве – они очень абстрактные. И вообще, мне кажется, что на такие мероприятия должны ходить не столько журналисты, сколько их читатели. Если не хватает зрителям канала "Дождь" – они должны выйти и заявить об этом. Журналист, конечно, может протестовать. А, как профессионал, он должен об этом писать. В каких формах? Я не вижу смысла в абстрактных колонках, где рассказывается о том, что СМИ в России умирают под гнетом тоталитарной диктатуры. Есть конкретная проблема: "Дождь" отключили спутниковые и кабельные операторы. Вот об этом и надо писать: как отказали, почему отказали, что из-за этого будет. Впрочем, у каждого СМИ свои форматы, и я не собираюсь кого-то учить.

Для того чтобы я тоже вышел на акцию, должно появиться чувство случившейся полной несправедливости. Такое чувство у всех было после выборов в декабре 2011 года. А сейчас этого чувства нет. Голова у людей занята освобождением Крыма от украинских оккупантов. В общем, у меня, к сожалению, нет ощущения, что общество в данный момент готово принять лозунги про свободу слова и независимые СМИ.

Александр Горшков, главный редактор "Фонтанки.Ру":

- Думаю, что журналистов, к сожалению, будет немного, как и граждан, которые не имеют отношения к журналистике как к профессиональному занятию. Правда сейчас не является продуктом первой необходимости. Об этом говорят и опросы, из которых следует, что многие сограждане готовы согласиться на искажение информации в угоду государству. Большинство жителей доверяет государственным СМИ. Опять же, основной источник информации для них – это телевизор. Я думаю, что эти цифры недалеки от действительности, несмотря на мой скепсис по отношению к социологическим опросам. Осторожный оптимизм мне внушает только одно: рост аудитории интернет-СМИ, в том числе и нашего издания. Я не являюсь сторонником участия журналистов в политических акциях, кроме случаев крайней необходимости, то есть угрозы нашей профессиональной деятельности. Наше оружие – это слово, это камера, это страницы печатных и интернет-СМИ, где мы можем донести до аудитории свою позицию и необходимую информацию. Но если угроза нашей профессиональной деятельности возникает – а я считаю, что сейчас такая угроза не является преувеличением, – то журналисты могут и должны использовать разные формы для выражения своей позиции, в том числе и публичные мероприятия. Я, к сожалению, узнал о марше только сегодня, и у меня запланированы на выходные другие мероприятия, которые я не могу отменить. И раз уж эта акция не согласована, я советую всем гражданам и журналистам быть предельно осторожными. Коллегам советую взять не только удостоверение, но и редакционное задание.

Дмитрий Шерих, главный редактор "Санкт-Петербургских ведомостей":

- Я не участвую ни в каких массовых мероприятиях никогда. Ни в маршах, ни в коллективных письмах. Если я хочу высказать мнение, я пишу его на странице в Facebook. На этих массовых мероприятиях высказываются точки зрения, которые я бы не хотел поддерживать никоим образом. Очень часто на таких акциях и в коллективных обращениях доминируют плохо сформулированные, иногда оголтелые и необоснованные точки зрения. К тому же, я считаю акции еще и бессмысленными: никакого потенциала в этих действах нет. Те, кто любят ходить на митинги, конечно, любят высоко оценивать эффективность таких мероприятий. Вот в истории с "Охта-центром" многие граждане считают, что митинги повлияли на решение вопроса. Более осведомленные знают, что митинги к принятию решения никакого отношения не имели. Жизнь диалектична, а на таких мероприятиях все предстает в намного более упрощенных формах, которые иногда искажают реальность. Да, есть ценности, которые важны, и если мне есть, что сказать про эти ценности, я могу это сказать у себя в блоге, на странице в газете. Что касается журналистов, которые посещают подобные мероприятия, в этом нет ничего предосудительного. Есть журналисты, которые занимаются информацией, а есть колумнисты, высказывающие свою точку зрения. Главное – не смешивать жанры, не выдавать свою точку зрения за объективную реальность.

Андрей Ершов, главный редактор "Коммерсантъ – Санкт-Петербург":

- Боюсь, что журналистов будет немного. Есть в нашем сообществе некая разрозненность, потому что многие СМИ так или иначе финансируются государством. "Марш правды" и выступление за свободу слова – это не только политическая акция, на мой взгляд, но и отраслевая. Ограничение свободы слова мешает прессе нормально развиваться. Я бы и сам пошел на марш, но, к сожалению, в субботу улетаю из города.

Сергей Ярошецкий, главный редактор "Северо-Запад Медиа":

- Во-первых, я хочу сказать, что отношусь к тем журналистам, которым повезло с темами: я сейчас вообще не пишу про политику. Но я, конечно, считаю, что должны выходить на мероприятия все и всякие СМИ, у человека должен быть доступ к любой информацию. А это правило сейчас нарушается и в России, и на Украине. Но я сейчас категорически против участия в несанкционированных акциях и против их проведения. Ситуация, на мой взгляд, именно сейчас, чересчур обострена. У журналистов пока еще есть достаточно средств для того, чтобы высказать свою точку зрения. Если не в этой газете, то в другой, если не на этой радиостанции, то на другой. До тех пор, пока мы имеем возможность высказывать свою точку зрения, пользуясь своими профессиональными возможностями, мы должны делать именно так. А марши и митинги – они возможны, только если они разрешены. А вот если акция согласована, то участие в ней – это личное дело журналиста. Мне никогда участие в митингах не было нужно, чтобы высказать свою точку зрения, потому что я могу сделать это в различных СМИ или на своей странице в Facebook. Очень важно, чтобы ситуация, при которой можно найти в СМИ несколько разных точек зрения, сохранялась. В истории были примеры, когда проведение подобных акций приводило к тому, что такая возможность исчезала. И сейчас у нас есть такая возможность, но она может исчезнуть. Были примеры в истории, когда люди проводили несанкционированные акции, а потом гайки закручивали еще сильнее. А проходило все как раз под лозунгами свободы слова. Может, есть люди такой профессии, которые считают, что по-другому просто не могут высказаться. Допустим, у них нет таланта, чтобы вести блог. Тогда они принимают участие в митингах. Но у журналистов сейчас совсем не та ситуация. Наша профессия дает достаточно широкую трибуну – по крайней мере, сейчас в России.