Медиановости
/ Медиасреда, Несвобода слова, Петербург

30 ноября 2013 14:18

Журналисты: "Мы должны встать как один. А мы выясняем, сколько бумажек написали"

 
Круглый стол на тему "Удар по журналистике и свободе слова за освещение событий" состоялся 29 ноября в рамках форума "3D Журналистика". Вместе с освобожденным недавно из-под ареста фотографом Денисом Синяковым редакторы, журналисты и фотокорреспонденты обсудили наболевшие вопросы существования СМИ в России.
 
В обсуждении приняли участие Денис Синяков, главный редактор "Ленты.Ру" Галина Тимченко, фотокорреспондент Сергей Максимишин, спецкор "Ленты.Ру" Светлана Рейтер, главный редактор телеканала "Дождь" Михаил Зыгарь и ведущий "Дождя" и "Эха Москвы" Тихон Дзядко.
 
Примечательно, что форум модерировал главный редактор петербургской интернет-газеты "Бумага" Кирилл Артеменко. Он отметил, что в этом разговоре участвуют разные профессионалы из разных областей. Кирилл предложил обсудить, что влияет на журналистику сегодня и может ли журналистика сама на что-либо влиять, каков климат в современных российских СМИ. Настроения участников остались самыми безрадостными.
 
Главным предметом и действующим лицом дискуссии стал фотограф Денис Синяков, арестованный во время освещения акции Greenpeace на судне "Арктик Санрайз" в сентябре этого года и на прошлой неделе освобожденный под залог. Денис казался усталым и настроен был пессимистично.
 
Артеменко начал разговор с напоминания об акции российских онлайн-изданий в поддержку Синякова. Тогда редакции объявили своеобразный "блэкаут", заменив все фотоиллюстрации на своих порталах черными или серыми "заглушками". Предложенную фотографом Митей Алешковским идею одной из первых подхватила "Лента.Ру".
 
"Митя Алешковский взял всех на слабо — можем ли отключить фотографии в поддержку Дениса, — рассказала главред издания Галина Тимченко. — Я не ожидала волны поддержки, думала, мы будем одиноко стоять в углу".
 
Кирилл Артеменко задал вопрос, отслеживалась ли реакция со стороны властей на акцию и на ситуацию с уголовным преследованием фотокорреспондента. Тимченко сообщила, что реакцией была только констатация факта, а проблема до сих пор есть. "Больше их мнений по этому поводу я не слышала", — заявила она.
 
Однако собравшихся больше беспокоил вопрос реакции "внутренней" — со стороны журналистского сообщества. Денис Синяков рассказал, как с двухмесячной оттяжкой изучает отношение цеха на свой арест, насколько консолидированная реакция средств массовой информации повлияла на дело.
 
"Я прежде всего хочу сказать спасибо изданиям, поддерживающим меня, защищавшим свое право на журналистику. Но, мне кажется, это как слону дробина. Я до сих пор явлюсь одним из тридцати активистов", — высказал свою позицию Денис.
 
На примере своего опыта Синяков понял, что работа журналистом в России не делает человека журналистом: "Если ты работаешь, публикуешься, получаешь за это деньги, у тебя нет удостоверения или есть удостоверение — конечно, этого достаточно, чтобы считать себя журналистом. Но для российского суда подтверждение — это трудовая книжка, а не наличие контрактов".
 
После случившегося, отметил Денис, у него возник большой вопрос: что журналиста в России делает журналистом? Ему всегда казалось, что если ты живешь своей работой, то можешь назвать себя журналистом. Однако арест и уголовное преследование показывают — это не так.
 
Медийщики перешли к обсуждению вопроса официальных документов, необходимых для работы. Спецкор "Ленты.Ру" Светлана Рейтер рассказала историю из личного опыта, как сотрудничала внештатно сразу с двумя изданиями — с "Большим городом" и Esquire. Во время митингов зимой 2011-2012 годов Светлана писала репортажи для "БГ", посещая уличные акции с пресс-картой Esquire, и защитить себя в случае чего просила второй журнал. "Это всегда личные договоренности, что неправильно", — отметила Рейтер.
 
Синяков вспомнил о западном опыте ношения жилеток с надписью "пресса". Однако его коллеги, как выяснилось, относятся к такой спецодежде "дворников" как к помехе журналистской работе и вообще довольно нелепой затее.
 
Галине Тимченко задали вопрос, как она доказывала причастность Дениса Синякова к редакции "Ленты.Ру". "Я собрала бумажек с меня ростом и с меня весом. В этом случае бумажки ни фига не работают, — сообщила Тимченко. — Вопрос в том, как вообще к этому относятся — никак. Начнем с журналистского сообщества и закончим властями".
 
Как известно, изначально заместитель главреда "Ленты.Ру" не подтвердил сотрудничество Синякова с редакцией. Поэтому, по выражению Галины, "Лента.Ру" две недели стояла "под вентиллятором, на который набрасывали известно что".
 
"Меня стали забрасывать вопросами, — негодовала глава "Ленты.Ру". — А работал ли? А как работал? А где бумажки? Ребят, простите, 19 сентября Дениса взяли, а 18 у нас был опубликован его фоторепортаж. Мне позвонили РИА "Новости", вынесли мозг вопросом: какого числа вы подписали не пресс-карту, а редакционное занятие Денису? Вот чем озабочено было журналистское сообщество. В том, чтобы уличить меня".
 
Закон о СМИ, упомянула Тимченко, говорит о том, что даже внештатному журналисту, находящемуся в горячей точке, не то, что нельзя мешать — нельзя не помочь. "Другое дело, что у нас законы не исполняются. Мы должны встать как один. А мы выясняем, сколько бумажек мы написали", — подвела печальный итог главный редактор.
 
Светлана Рейтер попыталась внести оптимизм в дискуссию, рассказав, что встретила всех своих знакомых журналистов во время проведения пикетов у здания Следственного комитета в поддержку Дениса.
 
Вспоминали про информационное агентство "Росбалт", которое было лишено лицензии месяц назад. Дискутировавшие пришли к мысли, что отзыв регистрации — один из рычагов давления на СМИ. Галина Тимченко отметила, что без регистрации трудно добиться аккредитации на множество крупных событий. Лицензия — это статус, который помогает бороться с бюрократами, которым становится труднее ставить средствам массовой информации палки в колеса.
 
Тимченко упомянула историю с удалением трех статей с "Ленты.Ру" якобы из-за содержания нецезурной лексики.
 
"Неожиданно приходит нам письмо, а потом звонят из Роскомнадзора и говорят: нам пожаловались, у вас — мат. Но статьи [были] опубликованы до вступления закона в силу. Как вы рассматриваете эту ситуацию? — рассказала главред "Ленты.Ру". — Мы ломанулись, спросили всех юристов, специалистов, филологов. Решили, что опубликовали до вступления закона в силу, и это были не ругательства, а интервью с филологом, который обсуждал историю русского мата. Ругательств там не было. Нам отвечают: ой, ребята, спасибо, так все хорошо, мы знаем, на что будем опираться. Через некоторое время [пришло] предписание: три статьи удалить с сайта под угрозой закрытия "Ленты". Вывешиваем таблички, что статья удалена по решению Роскомнадзора, и спрашиваем: как же так? У-у-у, это специалист госпожа Пупкина, напишите жалобу. Пишем официальную жалобу. Ответ: все эти меры приняты для того, чтобы провести профилактические мероприятия. Мы: алло, закрывать сайт — это не профилактика. И тишина. Через месяц в ответ нам прислали наше же письмо, которое мы присылали им".
 
По мнению фотокорреспондента Сергея Максимишина, главное — ввязываться в драку, не раздумывая, когда "наших бьют", а уже потом внутри разбираться. По мнению участников дискуссии, цеховая солидарность необходима. История с Денисом Синяковым учит тому, что за него заступились лишь интернет-СМИ, бумажным СМИ было всё равно, а телевидение "рассказывало про экстремизм".
 
Дело чуть не дошло до образования журналистской организации прямо на форуме, но участники обсуждения быстро опомнились и стали шутить про "координационный совет журналистики". Галина Тимченко рассказала, что в планах созвать некий круглый стол редакторов: "Соберемся и поговорим, что мы можем делать в этой ситуации. А дальше видно будет. Я предлагаю идти от фишечки к фишечке, бросил — перешел. А то мы в Питере тут сейчас революционный штаб откроем".
 
Кроме того, дискутировавшие призвали "Росбалт" кричать о своей беде погромче: позвонить коллегам, рассказать, попросить о поддержке. "На всех Мити Алешковского не найдется", — заметил кто-то из спикеров.
 
Дискуссия прошла в рамках трехдневного форума "3D Журналистика" в Лофт-проекте "Этажи". На мероприятии выступали Галина Тимченко, ее заместитель Иван Колпаков, главный редактор "Дождя" Михаил Зыгарь, его заместитель Рент Давлет Гильдеев, ведущий "Эха Москвы" и "Дождя" Тихон Дяздко, спецкор "Коммерсанта" Олеся Герасименко и другие. Форум завершится сегодня, 30 ноября.