Медиановости
/ Версии, Интернет

7 октября 2013 15:55

Экономический блогинг в РФ: следом за США?

 
Волны кризиса 1998 года вынесли на медийный берег деловые интернет-СМИ, обставившие по оперативности офлайн. Сегодняшний кризис породил спрос на народную аналитику, приправленную личной интонацией и прячущуюся за никами в ЖЖ. Об этом рассуждает Дмитрий Черников в своей колонке в "Коммерсанте"
 
Экономический блогинг в Америке — заметная и уже привычная локация глобального медиапространства. "Крупный американский блог — это как у нас полноценная газета, десятки тысяч посещений и комментариев,— считает профессор Российской экономической школы и видный блогер Константин Сонин.— Например, блог профессора Беркли Брэда Делонга больше по объему информации, чем любой наш экономический портал. Лучшие отечественные экономблоги, боюсь, и в 10 тысяч первых американских не попали бы". Причину отставания Константин Сонин видит и в малоразвитости отечественной блогосферы, и в периферийности российской экономической науки, похожей на горнолыжный спорт в СССР: занимающихся мало, на международном уровне конкурентов нет. 
 
Тем не менее в последние месяцы российский экономический блогинг сделал мощный рывок, потеснив в предпочтениях читателей дневники "за жизнь". Кризис подстегнул спрос на экономическое знание и псевдознание. ЖЖ-пространство тут же откликнулось на новое веяние конкурсом "Лучший экономический блог-2008". По заявкам юзеров был составлен шорт-лист из 15 номинантов на звание "самого-самого" блогера, пишущего на экономические темы. Результат оказался неожиданным. Такие эксперты, как бывший советник президента Андрей Илларионов, бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко и экс-советник премьер-министра Михаил Делягин были задвинуты на обочину неизвестными широкой аудитории авторами. 
 
Популярность "внештатных" экономистов — тренд, который раскручивается по тому же сценарию, что и гражданская журналистика (civil journalism), показавшая, как легко непрофессиональные авторы отвоевывают позиции у классических СМИ. Ажиотажный спрос на пользователей ЖЖ — "частных" толкователей курсов валют и решений правительства основан на том же фундаментальном факторе — "узости канала" и дефиците институционального знания (отсталая исследовательская и теоретическая база российской экономической школы). Все это помножено на слабую медийную смычку с аудиторией. Новые рунетовские звезды не гонятся за публичностью. Заметен контраст по сравнению с цветом американской профессуры — Пол Кругман, Грег Мэнкью и другие выступают в прайм-тайм с телеэкранов, не чуждаются они и подкастинга. Российские civil economists тщательно прячутся за никами, бескорыстно работая для своих френдов в основном по ночам (сказываются и дневная занятость, и география — Лондон, Прага, Москва, Чикаго). "Секрет фирмы" решил раскрыть тех, кто скрывается за виртуальными личностями, воздав должное их терапевтическим заслугам перед паникующим народом. 
 
Проживающий в Лондоне 31-летний трейдер Deutsche Bank известен рассказами о принципах работы деривативов и анализом событий на мировом финансовом рынке. Свои суждения Антон иронично называет "размышлениями человека, который целый день пялится в торговый терминал, ну и старается не писать совсем уж откровенную чушь". 
 
Сын питерской соосновательницы кадрового агентства "Анкор" Натальи Ганиной подался в "частные экономисты" еще в 2004 году, начав публиковать в интернет-СМИ пространные рассуждения о сомнительных перспективах удвоения ВВП к 2010 году. Как водится, подвигла его на размышления эмигрантская скука — в то время он учился в питтсбургском университете Carnegie Mellon на факультете информатики, который считается одной из главных лабораторий по разработке искусственного интеллекта. Правда, Лиходедов охотнее постигал математическое моделирование стратегий в трейдинге. 
 
Антон Лиходедов — образец безупречной репутации, редкой среди склочных и амбициозных блогеров-звезд. Единственная история, когда он повысил "блогерский тон", связана с конфликтом акционеров "Анкора". Разумеется, Антон занял позицию своей матери, обвинив президента компании Игоря Хухрева в махинациях с акциями "Анкора". 
 
Помимо блога Антон держит связь с "большой землей" с помощью филантропии. В сентябре 2004-го сразу после теракта в Беслане он стал одним из авторов письма "Мы — русские!", содержавшего призыв к русской общине за рубежом собрать средства на помощь семьям пострадавших детей. С сентября 2007 года Антон Лиходедов из своих скромных трейдерских доходов финансирует "Computer Science клуб" при петербургском отделении Математического института им. В. А. Стеклова РАН, где по выходным перспективные студенты бесплатно слушают "продвинутые" лекции по теоретической информатике. 
 
Ну и, конечно, роль пуповины исполняет блог. "Обычно на него у меня уходит несколько часов в неделю,— говорит Антон.— Пишу на выходных, а то и ночью, если на рынке происходит что-то очень важное". 
 
В отличие от других пользователей ЖЖ для 34-летнего журналиста блог-сайт Superinvestor.ru и его "зеркало" в ЖЖ — это бизнес. "В свое время главным мотивом для творчества в таком формате стало желание показать одному крупному интернет-изданию, что создание блога об инвестициях не очень сложный процесс",— вспоминает Артем, сидя в своем доме в деревеньке, что в 40 минутах автобусом от Праги. В связи с кризисом читатели начали больше интересоваться новыми темами — экономической ситуацией в стране и иностранными рынками, поэтому блог превратился в общеэкономический. 
 
Сейчас цель Артема — сделать проект одним из основных источников дохода помимо фриланс-райтерства (от ведения колонок в "бумажных" и интернет-изданиях до написания сценариев "инвестиционных" презентационных фильмов Vimetco и "Интер РАО ЕЭС".) Или продать сайт за серьезные деньги. Предложения уже начали поступать. По сравнению с последним относительно благополучным месяцем — августом (среднесуточная посещаемость — 600 посетителей) популярность блога зимой выросла более чем в три раза (до 2000). 
 
Еще после выборов 2004 года Ейсков с женой решил перебраться из Москвы "в более приличную страну, где не тошнит от окружающего". Посчитали все плюсы и минусы, выбрали Чехию. Подготовились и через два года эмигрировали. Теперь не жалеют. Люди в основном не замечают никакого кризиса, признается Ейсков. Разве что автопроизводители провели большие сокращения персонала, в основном украинцев, белорусов и вьетнамцев. Летом станет понятно, как кризис повлиял на туриндустрию страны. Но даже если она пострадает, это будет не очень плохо: в последние годы туризм был явно переразвит, считает Артем. "Прага сильно из-за этого испортилась — и по ценам, и по качеству обслуживания, и по грязи — по местным меркам. С Москвой я не сравниваю, конечно, это разные планеты,— смеется он.— Весь прошлый год мы с женой шутили, что хороший кризис этой стране необходим". 
 
"Сертифицированные компетенции ныне обесценены, проще без них",— считают многие культовые блогеры, предпочитающие не афишировать свой род занятий и статус. 37-летний старший консультант Кембриджского энергетического агентства Сергей Вакуленко — один из них. 
 
Прежде чем в прошлом году переехать в Лондон, он успел поработать в США, Японии и Нидерландах, приобрел опыт в Shell. В общем, превратился в одного из все еще немногочитсленных global russians. Математическое образование, полученное в МФТИ в начале 1990-х, удачно дополнил диплом выпускника The Fletcher School of Law and Diplomacy в бостонском Университете Тафта. Фундаментальная советская школа и западная раскованность экономического слога пришлись по вкусу аудитории, которая почитает Сергея за доступность "топографических" объяснений того, где и почему находятся мировая и российская экономики. Еще одна причина успеха блога Вакуленко — "набитая" писательская рука. Так же как и Антон Лиходедов, проводя много времени на чужбине, Вакуленко пробовал себя в экономическом нарративе, публикуясь в российских деловых изданиях. 
 
Наконец, точность мысли пришла Сергею оттого, что он вобрал в себя немало разъяснений самых разных явлений и предметов — эрудированность привела его в международное движение "Что? Где? Когда?". Там он считается одним из сильнейших игроков и даже попадал в команды субкультурных гуру Максима Поташева и Анатолия Вассермана. Однако телеигры в Нескучном саду не снискали ему славы. Более того, среди менее социально успешных участников движения поползли сплетни, что место Вакуленко в элитной команде проплачено. В результате последующих "товарищеских разбирательств", взбаламутивших сообщество мирных "ботаников", слух был признан бездоказательным. 
 
35-летний директор московского завода "Электромет" по производству лифтовых лебедок и электротехнической продукции чарует читателя продуктивностью своего письма, предлагая обычно несколько постов в сутки. Все посты блещут оригинальностью разнообразных экономических и экономообразных концепций. Так, по мнению Максима, нынешнее падение цен на нефть вызвано сознательной политикой Саудовской Аравии, которая активно играет на рынке нефтяных фьючерсов. Биржевые дивиденды от манипуляций на рынке позволяют ей с лихвой перекрывать убытки от низких цен на углеводороды. 
 
Это только одна из многих "теорий заговора", которыми богат промышленник. "Дело в кругозоре,— говорит Максим.— Все-таки я уже три с лишним года работаю директором завода. До того — десять лет в банках с завершением банковской карьеры замначальником казначейства среднего банка". Максим — потомственный директор. Скорее всего, от отца Авербух унаследовал синтетический образ мышления крепкого хозяйственника — "левую" тягу к вселенской справедливости и готовность играть и выигрывать по правилам рынка. В отличие от сдержанных "технократов", обошедших его в рейтинге блогерских симпатий, он любит подтрунивать над своими преуспевающими друзьями, намекая на нескромность их стиля жизни, который, впрочем, находится под угрозой. "С лета число моих читателей выросло в пять раз, до 2,5 тыс. человек,— говорит он.— Это понятно — боятся люди. И правильно делают". 
 
Эмигрировавший из Белоруссии в Чикаго химик был одним из тех немногих, кто еще в мае 2008-го предсказавших довольно точную коррекцию курса рубля по отношению к мировым валютам, случившуюся зимой. Но этого знаменательного прогноза могло и не быть, поскольку в 2006 году Виктор Жорин на некоторое время удалил свой журнал, придя в ярость от новости о покупке российской SUP Fabric лицензии на сервис. Бывшим соотечественникам Жорин не доверяет, подозревая их в склонности к тоталитаризму. Впрочем, голод коммуникации снова заставил Виктора выйти на тропу публичных экономических рефлексий в драчливом либертарианском духе. 
 
Сейчас Виктор Жорин — один из лучших студентов, обучающихся по программе MBA в Чикагской бизнес-школе. Свою американскую карьеру он начинал как научный сотрудник Национальной аргонной лаборатории, изучая тонкости радиационного распада материалов. Теперь параллельно с обучением Виктор работает на факультете информатики Чикагского университета. Создает модели развития экономик третьего мира, переходящих от закрытого общества к открытому. Интересуется он и развитыми рынками — на олимпиаде по трейдингу, устраиваемой мировым лидером биржевых сервисов Interactive Brokers Group, он занял призовое место, сумев за два месяца на треть увеличить $1 млн стартового капитала. Самый политизированный из экономических гуру ЖЖ не скрывает, что его кумиры — Барак Обама и Джо Байден. С их победой вера Жорина в американскую экономику укрепилась. В российскую он давно уже не верит.