Медиановости

17 июля 2012 13:03

Удастся ли Роскомнадзору отредактировать Youtube

Роскомнадзор в понедельник потребовал от 6 иностранных компаний удалить с их сайтов персональные данные российских граждан или прекратить делегирование доменов, на которых размещена эта информация. Список компаний, опубликованный на официальном сайте ведомства, мало кого бы заинтересовал, если бы не присутствие там двух крупных международных интернет-сервисов – Youtube и Livejournal, написал сегодня Кирилл Рощин на Slon.Ru.

Роскомнадзор не в первый раз работает с сайтами, зарегистрированными за рубежом, но раньше требования об удалении личных данных в основном касались сервисов, использующих схемы SMS-рассылок и продажи баз персональной информации (паспорта, телефоны). В окружении сайтов huzhe.net, obmanoff.net, moscownomers.org и прочих kompra.com популярные Youtube и Livejournal выглядят в списках Роскомнадзора совсем уж неожиданно. В Livejournal уже заявили, что никаких обращений от российского ведомства пока не получали. В Google пока молчат. В самом Роскомнадзоре ситуацию не комментируют, потому можно лишь догадываться, о каких персональных данных идет речь. Но вариантов, на самом деле, немного. Журналист решил предположить, как будет развиваться ситуация с самым, пожалуй, громким участником списка – американским видеохостингом Youtube.

На первый взгляд, история для хостинга банальная. Youtube ежедневно блокирует сотни единиц контента не только по заявкам правообладателей, но и по линии защиты персональных данных пользователей. Чаще всего он реагирует либо на индивидуальные досудебные запросы пользователей, либо на уже вынесенные решения суда. Практика, когда с требованием удалить те или иные данные приходит государственное ведомство, тоже существует (например, такие требования может выставить Федеральная торговая комиссия), но во всех случаях, когда это происходило, ведомство опиралась на коллективные иски, требующие удалить большой объем данных. Судя по всему, ни о каких коллективных исках, которые мог взять на вооружение Роскомнадзор, речи не идет. Значит, у ведомства есть доказанный список страниц ресурса, где размещены персональные данные россиян, и этот список большой (вряд ли ведомство стало бы выступать с официальными требованиями из-за 2–3 нарушающих закон страниц).

Где на Youtube могут быть размещены персональные данные? Если исходить из американской судебной практики, уязвимых участка ровно три. Первый – собственно пользовательские данные, вводимые ими при регистрации аккаунта, а также ограничительные настройки, позволяющие скрыть тот или иной контент, загружаемый пользователем, или ограничить доступ к нему. Защита этих данных и обеспечение ограничений гарантируется самим сервисом. Любая утечка персональной информации или невыполнение ограничений (сознательно или по неосторожности) – повод для серьезного обвинения.

Второй участок – размещенный контент. Здесь тоже все ясно: видеоконтент, аудиоконтент, любой визуальный контент, выложенный одним лицом и касающийся третьих лиц, может попасть под защиту персональных данных. Американская практика в этом случае уже довольно обширная, но даже там не устоявшаяся. Например, можно потребовать на этом основании удалить видео, снятое пользователем на улице, где вы случайно проходите где-то на втором плане. Сюда же относится и контент, который создан не самими пользователями, а профессиональными разработчиками – в том числе телеканалами. Ключевой критерий здесь – наличие обращения потерпевшего, чьи личные данные раскрыли в том или ином размещенном на сервисе файле.

Наконец, третий участок – на первый взгляд, маленький, а на самом деле богатый поводами для разбирательств – тексты в полях для комментариев к видео.Youtube – удобная площадка для размещения любой текстовой информации, которая при этом хорошо и быстро индексируется. Модерация сервиса до описательных текстов доходит намного позже, чем до видео, при этом можно разместить невинный видеофайл, сопроводив его текстом по любой другой тематике.

Какие шансы у Роскомнадзора достучаться до Google и добиться выполнения требований по каждому из этих пунктов в отдельности? При этом будем исходить из того, что они достаточно обоснованы. Добиться какого-либо регулирования пользовательских данных, вводимых при регистрации, практически невозможно. Да и вряд ли претензии ведомства касались именно их. Во-первых, недостаточную защищенность персональной пользовательской информации в любом случае придется доказывать в суде. Компания никогда не признает, что защищает данные пользователей плохо, это для нее смерти подобно. Во-вторых, Google недавно ввел единые правила безопасности для своих сервисов – все возможные риски, в том числе пути использования данных в рекламных целях, там подробно описаны, а пользователи эти правила обязательно подтверждают при регистрации.

Видеоконтент и тексты – немного другая история. Здесь можно обойтись без суда, но важна пакетность заявки. Скажем, если Роскомнадзор обнаружил большой объем однотипного контента, в котором массово содержаться персональные данные пользователей, шансы на его удалении достаточно велики. Так было, например, когда в Youtube появились многочисленные ролики, содержащие фотографии и подписи к ним (имена, фамилии) участников акции Occupy Wall Street. А вот если это будут разнотипные претензии с разной доказательной базой (где-то однозначно будут попадать под защиту персональных данных, а где-то лишь косвенно), быстрой реакции от американского сервиса российское ведомство не дождется. Сложно будет добиться какой-то быстрой реакции от Youtube и в том случае, если требования касаются политического контента. А мы же не будем исключать, что Роскомнадзор решил поиграть на этом поле. Здесь дело не столько в самой политике, сколько в особенностях законодательства. Контент в данном случае может быть классифицирован как клевета. А это требует уже отдельного рассмотрения и судебного разбирательства.

В любом случае в этой истории будет важнее не как, а что – что именно посчитали в Роскомнадзоре "персональными данными россиян". Является ли обращение ведомства лишь обычной для нашей практики бюрократической формальностью "для галочки"? Или же это попытка, прикрываясь защитой персональных данных, регулировать неблагонадежный контент, в том числе политический? Надеюсь, узнаем в самое ближайшее время.