Медиановости

14 июля 2012 19:30

Россия "примеряет" британскую модель ОТВ вековой давности

Проекты по созданию общественного телевидения в России одновременно подготовили и правительство, и оппозиция. Пока, следуя инициативе экс-президента Дмитрия Медведева, чиновники работают над созданием очередного госканала под вывеской "ОТВ", оппозиция пытается создать альтернативу. Ориентируясь при этом на европейские аналоги. И не особенно - на реальные запросы аудитории, которая, как доказала история российских медиа, работу общественного ТВ оплачивать пока не готова.

Общественное телевидение – популярнейший миф российских медиа. О необходимости его создания твердят последние двадцать лет. При этом никто толком не объясняет, что конкретно обеспечит финансовое благополучие и профессиональную состоятельность такого проекта. И почему при нынешней политической конъюнктуре возможно создание  "с нуля" общественного ТВ, но категорически невозможно существование независимых СМИ.

Конечно, большой вопрос, можно ли вообще считать общественным телевидением новый государственный канал, который создается по инициативе Дмитрия Медведева на базе телеканала "Звезда". Проект будет спонсироваться и управляться правительством. Президент будет по своему желанию назначать или увольнять руководство канала. В наблюдательный совет СМИ вошли "прикормленные" общественники. Очевидно, что этом виде "общественное телевидение" таковым не является.

Гораздо больше на общественное телевидение похожи проекты, создаваемые оппозицией. В 90-е годы экс-генеральный секретарь Союза журналистов Игорь Яковенко семь раз выступал с инициативой создания общественного ТВ. Все попытки потерпели неудачу, успешнее всего оказался последний проект. Объединившись с лидер Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаровым, Яковенко создал "Сетевое общественное телевидение". Вещание канала по адресу  http://www.rusotv.org/ началось  1 декабря 2011 года. Принципы работы были вполне выдержаны в духе классических моделей ОТВ - была подписана Хартия общественного телевидения, создан Наблюдательный совет, финансирование проекта осуществлялось за счет сбора средств с населения. И, тем не менее, проект прожил несколько месяцев  - уже в апреле 2012 года руководство СОТВ столкнулось с нехваткой средств. Яковенко же, как инициатор проекта, перед запуском СОТВ заявил - канал будет жить, если российскому обществу действительно нужно общественное телевидение. То есть, если зрители готовы будут за него платить. Получается, не готовы.

Возможно, проблема в том, что в качестве примера для подражания создатели общественного ТВ всякий раз выбирают старомодную британскую модель. Модель корпорации BBC (British Broadcasting Corporation), которая и стала первым в мире общественным телевидением. Инициаторы создания ОТВ пытаются воплотить в России идею именно этой корпорации, существующей за счет абонентской платы и вещания без рекламы. Это касается всех восьми проектов общественного телевидения, которые безуспешно пытались создать в России. Сейчас оппозиция параллельно работает над созданием еще двух проектов, которые претендуют на звание "общественного телевидения". И также опираются на BBC.

Депутат партии "Справедливая Россия" Дмитрий Гудков пообещал запустить оппозиционное Общественное телевидение к осени 2012 года. Финансировать его также, как и СОТВ, планируется за счет населения. Для осуществления проекта понадобится 100 млн рублей, подсчитали инициаторы проекта. «Думаю, у нас есть в стране 1 млн человек, которые будут готовы скинуться по 100 рублей в месяц на независимое и объективное ТВ, - заявил Гудков в комментарии СМИ. - Деньги можно будет перечислить на специальный "Яндекс.Кошелек" в сети, что сделает финансирование прозрачным для всех и поможет избежать любых претензий со стороны властей". Привлечь к участию в проекте хотят журналиста Андрей Лошака, телеведущую Ксению Собчак и Алексея Навального. Но почему создатели рассчитывают, что проект будет привлекательней для аудитории, чем СОТВ, непонятно. Ведь и там эфиры вели не менее известные личности: например, Владимир Кара-Мурза, Виктор Шендерович и Лилия Шевцова.

Другой проект - антикоррупционный канал олигарха Александра Лебедева. Правда, он заявлен, не как общественное, а как альтернативное ТВ. Запустят канал в октябре 2012 года. По оценкам экспертов, проект будет стоить бизнесмену от 6 до 10 миллионов долларов. По словам Лебедева, телекомпания будет заниматься тем же, чем сейчас занимается "Новая газета" (49% акций издания принадлежат Александру Лебедеву и Михаилу Горбачеву). Работать на канале также будут сотрудники "Новой". Но, чтобы соревноваться с такими телеканалами как "Первый" и "НТВ", аудитория лебедевского проекта должна превышать 15 миллионов человек.

Все инициаторы создания ОТВ, за исключением, пожалуй, что Александра Лебедева,  эксплатируют модель BBC. А ведь британская корпорация была создана в середине 20-х годов, практически в то же время, когда изобрели первый телевизор. И это многое меняет.

Большого выбора телеканалов у британского зрителя тогда было не много, и модель BBC прижилась. В том числе, и потому, что была практически безальтернативной. Однако сейчас корпорация живет уже не только за счет абонентской платы. BBC получает с населения только 75% своих доходов. Остальная прибыль – это продажа и распространение собственных программ, издательская деятельность, а также государственное финансирование на осуществление международного вещания (по линии МИД).

Проект корпорации, укоренившийся в Британии в 1920-е годы, не может и не должен реализоваться в современной России. Однако других моделей создатели проекта до настоящего момента не рассматривали. Сегодня общественное телевидение существует более чем в 40 странах мира. Было бы логичным выбрать самую подходящую модель, и скорректировать её, исходя из особенностей страны (как когда-то, по легенде, князь Владимир выбирал религию для Руси).

По словам декана факультета журналистики МГУ Елены Вартановой, альтернатив британской модели предостаточно. "Есть несколько моделей общественного телевидения в мире, - отмечает она. - Стоит, однако, отметить, что классификация эта условна. Первая модель – европейская – основывается на идее BBC. Здесь опыт британской компании применяется в чистом виде. Для данной модели характерно соблюдение всех норм общественного телевидения, в том числе, финансирование за счет абонентской платы и полный отказ от рекламы. В неё входят телекорпорации Финляндии, Норвегии и Швеции".

Но есть и другие успешные модели общественного телевидения, добавляет Вартанова."Следующая модель – Средиземноморская, - приводит она пример. - Сюда входит телевидение Франции, Испании и Италии. На ОТВ этой модели влияет политический истеблишмент, как в Италии, или государство, как во Франции. Финансирование происходит не только за счет абонентской платы, но и за счет рекламы. Государственные структуры могут сильно  повлиять на программную политику телеканала".

Следующая - Восточно-европейская модель – это модель преобразования государственных вещателей в общественные, рассказывает Вартанова.  "Страны Восточной Европы не так давно перешли от социологической системы к системе рыночной демократии, поэтому их модель ОТВ является самой молодой, - поясняет она. -У таких телекомпаний существуют некоторые проблемы, например, телевидение пытается опираться на абонентскую плату, а зрители неохотно её вносят. Зрители привыкли к бесплатному ТВ в социалистические времена. Значительное влияние на такое ОТВ оказывает политика".

По словам Вартановой, актуальны и модели, созданные за пределами Европы. "Например, Американское общественное телевидение,  - приводит она пример. - Модель создавалась как альтернатива коммерческим вещателям, и представляет собой маргинальную структуру. В их сетке крутятся те социально значимые  программы, которые не идут по другим телеканалам. Но ОТВ Америки не предоставляет универсальный, полный пакет программ своим зрителям. Индийская модель в свою очередь характеризуется тем, что выполняет образовательную функцию. ОТВ меньше внимания уделяет политическим темам и больше социо-культурным. Такая модель отвечает запросам мультикультурного населения Индии".

Есть ОТВ в Японии, Канаде, Австралии, но вышеперечисленные ОТВ – самые яркие модели, про которые стоит рассказать, резюмирует Вартанова. - Для  современной России, наверное, больше всего подойдет модель Восточной Европы – с рекламой и абонентской платой. Но, исходя из документов, регламентирующих создание ОТВ в России, у нас хотят сделать некоммерческую общественную организацию. Мне кажется, что лучше всего вырабатывать свою собственную модель общественного вещания.  В  последнее время идею BBC, как самую успешную, становится все труднее и труднее воссоздать. Наша модель должна отвечать как социальным требованиям общества, так и политическим. Нужно учитывать плюрализм взглядов в России, чтобы такое телевидение не было скучным для зрителя.  Потребность в ОТВ в нашей стране уже появилась".