Медиановости

12 июля 2012 21:41

Потенциальные клеветники: У Путина плохо с креативом - он все копирует

Государственная Дума поддержала в первом чтении, и готовится поддержать сразу в двух оставшихся законопроект, который вновь вводит уголовную ответственность за клевету. Тюремного срока закон не предусматривает, но сулит нарушителям исправительные работы и штрафы до 5 млн. рублей. Редакция спросила тех, кого судили ранее или кто судился сам по клеветническим делам, зачем возвращают "уголовку" за это преступление, и чем она грозит политикам, общественникам и журналистам.

Людмила Алексеева, глава "Московской Хельсинкской Группы"

Была ответчиком по многим делам, подавала иск против ВГТРК, дело проиграла

- "Единая Россия" считает своей главной задачей охранять чиновников. Иски о клевете в основном подают чиновники, и именно они требуют ужесточить наказание. Именно поэтому закон был в свое время отменен: граждане имею право критиковать государственных служащих, которые плохо выполняют свои обязанности, зря расходуются на их содержание бюджетные деньги – наши налоги.

Теперь "Единая Россия", как и положено, восстанавливает возможности чиновников оградить себя от критики граждан, которую они будут расценивать как клевету. Когда Медведев был президентом, уголовное наказание за клевету отменили. Но теперь у нас новый президент, он говорит: чиновников надо защищать, вот ЕР и берет их всех под козырек.

Олег Орлов, член правления обществ "Мемориал"

Был под следствием за клевету на Рамзана Кадырова, дело выиграл

- Вопрос, почему возвращают уголовную статью за клевету – к лидеру "Единой России" Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Как же так, что партия, которую он возглавляет, плюет в душу его замечательным идеям гуманизации. Почему это происходит? Это происходит в рамках курса общего закручивания гаек по всем позициям, это один из дополнительных способов, если это необходимо, заткнуть рот оппозиционерам, журналистам, привлекать их к ответственности, когда они будут говорить что-то неприятное для властей.

Речь идет, главным образом, что возбуждается уголовное дело. Человек находится под уголовным следствием. По себе могу сказать. Меня оправдали, но на протяжении двух лет в отношении меня велось следствие, я был под подпиской о невыезде. Регулярно назначались заседания, я должен был подгадывать свое время. Мне не продлевали загранпаспорт, потому что по законодательству этого нельзя делать. Поэтому все время следствия я не мог никуда выезжать. Понятно, что это не страшно, но создает элементы прессинга. Все это мелочи, но журналисты и оппозиционеры будут включать самоцензуру, будут позволять себе меньше резких выпадов в адрес власти.

Борис Немцов, сопредседатель Ре-ПарНаС

Проиграл иск о защите чести и достоинства Юрию Лужкову

- Это некая общая тенденция, направленная на уничтожение оппозиции и журналистов, ругающих власть. Еще несколько месяцев назад нынешний руководитель "Единой России" внес предложение исключить клевету из уголовного кодекса, а теперь она возвращается. Что свидетельствует, во-первых, о том, что господин Медведев является абсолютным "нулем", по Кельвину – абсолютный ноль. А во-вторых, это свидетельствует о том, что всем процессом по подавлению инакомыслия, в том числе, независимой журналистики, руководит лично воблоглазый гражданин по фамилии Путин.

В принципе, все ясно, это находится в одном тренде с законом о митингах, об иностранных шпионах, с уголовными делами против оппозиции. Все это одно и то же. Они, придурки, не понимают, что причина протестов, которых они боятся пуще огня, и как выясняется, пуще наводнения, совсем не в том, что злокозненные оппозиционеры и журналисты их критикуют, а в том, что они уже всех достали. И никакие репрессии ничего в жизни не изменят.

Они будут сажать, устраивать показательные процессы над наиболее известными журналистами, средствами массовой информации. Это все калька с действий Лукашенко. Путин не придумал вообще ничего нового. У него с креативом проблемы. Он просто списывает то, что делал Лукашенко. И у него очень многие журналисты сидят. Если будет не тюрьма, а исправительные работы, то это тоже не хорошо. Будете убирать туалеты в офисе партии жуликов и воров, нормально?

Андрей Константинов, руководитель Агентства журналистских расследований

Против АЖУРа неоднократно подавались иски о защите чести и достоинства, холдинг дела выигрывает

- На нормальных журналистах этот закон мало скажется. Потому что нормальные журналисты печатают только то, что проверено много раз. А вот если это скажется на работе непрофессиональных или злонамеренных журналистов, то в этом тоже ничего вредного нет.

Я не очень понимаю, почему очень много переживаний по поводу переведения клеветы из административки в уголовку. Что неправильного? Воровство же относится именно к уголовным преступлениям. А клевета это то же самое воровство, только крадется репутация человеческая, его здоровье, нервы его близких. Можно даже целую судьбу сломать. Другое дело, что это плохо работающая статья. Очень трудно в клевете доказать умысел – всегда было сложно доказать злонамеренность распространения информации.

Что касается правозащитников, то критика власти и клевета это разные вещи. Высказывать суждения надо ответственно. Если ты можешь это доказать, то тогда говори на здоровье. А если ты просто хочешь сказать, что такой-то губернатор – садист или вор или ест детей, то мало быть убежденным в этом. Надо это еще как-то доказать. Иначе ты руководствуешься только классовым чутьем. И чем же ты будешь отличаться от тех, кого ты критикуешь?

Николай Алексеев, гей-активист

Подал иск о защите чести и достоинства против Виталия Милонова, дело проиграл

- Я считаю, что вопросы клеветы и защиты чести и достоинства нужно решать только в рамках гражданского судопроизводства и не привлекать для сведения счетов с кем либо карательные органы в лице государства. У меня был прецедент, когда против меня возбуждали уголовное дело по заявлению депутата Думы Александра Чуева за то, что я в отношении него что-то сказал на ток-шоу "К Барьеру!". Мне все это известно: государственная машина просто использует свои механизмы для того, чтобы тебя покарать. Это неприемлемо.

Я считаю, что если кому-то что-то не нравится, кто-то не так что-то сказал, то доказать свою правоту можно прекрасно в рамках гражданского судопроизводства. Опять же, используя судебные органы. Но в этом случае нет судимости, если ты докажешь, что кто-то что-то не так про тебя сказал, ты получаешь компенсацию. Но когда к этому начинают подключать государство, у человека появляется судимость… Я считаю, это не те вопросы, угрожающие государству, которые нужно карать в уголовном порядке.

Я был рад, когда Медведев отменил статьи по клевете. Сейчас это возвращается все с прицелом на следующие парламентские и президентские выборы. Сейчас готовится почва для того, чтобы, когда надо будет, всех этих ненавистных кандидатов дисквалифицировать на основании клеветы.

Виктор Воробьев, глава независимого студсовета СПбГУ

По решению районного суда выплатит преподавательнице вуза 30 тысяч рублей компенсации за нанесение вреда репутации

- Это еще один закон в череде абсолютно бредовых, не правовых, идиотских законов вроде нового закона о митингах, закона о черных списках в интернете, об иностранных агентах. Вроде бы лето уже, вроде поздно уже для весеннего обострения, но в Госдуме оно в самом разгаре.

Этот закон не просто возвращает ту статью, что была отменена, а возвращает ее в том виде, в котором она фактически была в Советском Союзе. Ведь были отменены две статьи: 129-ая и 298-ая. Вторая статья касалась клеветы в отношении судей, следователей и других таких лиц. И по этой статье был суд присяжных. Теперь клевету в отношении судей будут рассматривать те же самые судьи. Наказание ужесточается. По новой статье любые заявления о том, что приговор неправосуден, что дело плохо расследуется можно подвести под эту статью и любая критика в отношении правоохранительной и судебной систем будет клеветой.

Забавно, что депутаты ссылаются на международную практику, потому что этот закон противоречит общепризнанным нормам. Россия не выходила из Совета Европы, не денонсировала евроконвенцию, пакт о гражданских и политических правах человека. А закон этим документам противоречит. Все мы знаем, какая у нас правоприменительная практика. И хотя этот закон не имеет де-юре силы (из-за противоречия международному законодательству – прим. ред), он будет применяться. А пока человек до Евросуда дойдет, он уже и срок отсидит, или чего похуже с ним случится.