Медиановости

6 июля 2012 21:28

Детскими поправками -  к "недетской" цензуре

Сегодня Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о внесении поправок в ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Он предполагает создание единого реестра доменов и сайтов с запрещенной к распространению информации. Эксперты обеспокоены тем, что инициатива создает обширное поле для введения цензуры в интернете.

Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", автором которого является депутат Госдумы от партии "Справедливая Россия" Елена Мизулина, был принят еще в конце 2010 года. И должен вступить в силу нынешней осенью, а именно – с 1 сентября 2012 года. В законе содержатся достаточно размытые формулировки, как техническом, так и в стилистическом плане, создающие обширное поле для цензурирования электронных ресурсов. А потому 7 июня Мизулина внесла в Госдуму законопроект о внесении поправок к уже принятой правовой норме. По мнению интернет-общественности, новый документ авторства Мизулиной ситуации не меняет – размытость формулировок не исключается вероятность того, что "детский" закон может обернуться цензурой для взрослых юзеров.

Впрочем, депутаты, принявшие поправки сегодня в первом чтении, стараются убедить интернет-общественность в том, что цензура законопроектом введена не будет и оценивают документ позитивно. Так, по словам депутата "Единой России" Ольги Баталиной, он "предполагает добровольное соучастие всех структур гражданского общества и, прежде всего, интернет-структур к вычищению из сети вот этой грязной, разнузданной информации, которая в нем сегодня содержится". А вот глава Минкомсвязи Николай Никифоров считает, что законопроект с поправками нуждается в доработке, о чем он заявил в своем Twitter. Отметим, что сама Мизулина полагает, что ее законопроект может быть окончательно принят Госдумой уже 15 июля.

Не верим!

Противники закона, в свою очередь, настаивают на правовой экспертизе документа. Так, экспертное заключение по поправкам в законопроект инициировал член совета по правам человека при президенте РФ Иван Засурский. Эту информацию он подтвердил Лениздат.Ру, отметив, что выступил с таким предложением, для того, чтобы остановить принятие законопроекта и предупредить общественность, что предлагаемый метод борьбы с "вредным" контентом фактически вводит цензуру в интернете".

В своем заявлении члены совета считают "необходимым снять с рассмотрения законопроект и обсудить его на открытых общественных слушаниях с привлечением экспертов по развитию гражданского общества и электронной демократии в России, интернет-отрасли, операторов связи, всех секторов экономики, чья деятельность зависит от скорости передачи трафика в Интернете, и прессы, учитывая, что законопроект накладывает ограничения на свободу распространения информации в российском сегменте интернета". Письмо подписано 20 членами совета и его руководителем Михаилом Федотовым.

Также законопроект подвергся значительной критике и со стороны экспертного интернет-сообщества. Так в день защиты детей, 1 июня 2012 года депутат от партии "Единая Россия" Роберт Шлегель пригласил на заседание Госдумы представителей провайдеров, хостеров, руководителей РАЭК, Координационного Центра домена РФ, Лиги безопасного Интернете, Разумного Интернета, Фонда Развития Интернета, дабы обсудить необходимость защиты детей в русскоязычном сегменте интернета. На заседании эксперты обсудили основные риски законопроекта в текущей редакции и пришли к выводу о том, что не будет принят обществом - как широкой общественностью, так и бизнесом.

"Грязный" Google

 В частности, РАЭК озвучил мнение всей отрасли, производящей контент в Рунете по поводу двойственности применения закона на практике. То есть, с одной стороны, модерировать контент в инициативном порядке российские игроки рынка не готовы, ибо это технически накладно и дорого, но готовы "убирать вредный контент по заявке от кого-то авторитетного", заявили РАЭКовцы. Но в Рунете есть и иностранные сайты, такие как Google, Facebook или Twitter, которых нельзя принудить к выполнению требований данного законопроекта. А потому либо они останутся носителями "вредоносного контента", либо должны быть полностью заблокированы.

Кроме того, согласно последней редакции законопроекта предполагается создание "черного списка" интернет-контента, запрещенного к распространению, и введение процедуры блокировки интернет-ресурсов. Но этот перечень  ресурсов настолько широк и обобщен, что включает в себя не только материалы из разряда детской порнографии, но и достаточно субъективно-оценочные категории контента, считает Засурский. Так что критерии формирования "черных списков" со временем вполне могут распространяться и на те материалы, которые по субъективному мнению создателей реестра могут лишь потенциально наносить вред детям. Так, статья 5 " О видах информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей" пестрит такими терминами, как "побуждающая", способная вызвать", оправдывающая" и так далее.

Запрет "мальчишкам и девчонкам, а также их родителям"

И именно здесь обнаруживается лазейка для появления политической цензуры в интернете. Ведь, как отмечают эксперты, зная "несовершенство" российского законодательства под определение "потенциальный вред" может попадать все, что неугодно правительству. И уж тем более, под информацию "оправдывающую противоправное поведение" можно легко будет "подогнать" материалы о различных акциях протеста. А уж если блокировать страницы, "содержащие нецензурную брань" или "бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани", то автоматически модно закрывать все социальные сети.

Ведь блокировка такого рода вредоносного контента будет осуществляться не только для детей, но и для всех пользователей русскоязычного сегмента сети интернет. Если до последней редакции законопроекта 14 статья документа предписывала операторам связи, оказывающим услуги по доступу в интернет, применять средства защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию лишь в общественных местах, то в последней редакции это требование распространилось уже на любые места "доступные для детей". Кроме того, требование безусловно. То есть, предназначенные для детей средства защиты взрослые отключать не смогут.

Экспертиза материалов и сайтов на наличие в них "потенциально" вредной для детей информации будут проводиться компаниями, аккредитованными правительством. А поэтому можно предположить, что выбрать "нужного" эксперта для закрытия неугодного ресурса не составит труда. После обнаружения таких сайтов и страниц "эксперт" будет передавать эти сведения в Роскомнадзор, который, в свою очередь, должен лишь предупредить владельца интернет-ресурса об обнаружении нелегального контента. Если в течение суток тот не отреагирует и не удалит его, то это должен будет сделать хостинг-провайдер. Если ни те, ни другие не сделали этого, тогда страница попадает в "черные списки".

А где же дети?

Но вот что касается настоящих виновников законопроекта, создателей ресурсов для распространения детской порнографии в сети, то законопроект как раз не устанавливает каких-либо ограничений для их деятельности. Да, интернет-ресурс может попасть в «черный список». Однако законопроект не направлен на то, чтобы выявлять и преследовать нарушителей. Так что их производители подобного контента могут спокойно мигрировать в сети, до бесконечности создавая все новые домены и IP-адреса.

Как убедительно замечает Иван Засурский, анализ попыток возрастной маркировки интернет-страниц и фильтрации контента на уровне провайдеров признаются международными экспертами технологически и социально-неэффективной практикой. "Ни одна система возрастной маркировки или контентной фильтрации не способна заменить родительского контроля", - заключает он.