Список изданий, завышающих тираж, в первом полугодии 2012 года пополнил журнал "Русский пионер", издаваемый медиагруппой Михаила Прохорова "Живи". В общей сложности Национальная тиражная служба выявила 169 "тиражных врунов". Помимо "Пионера" в список вошли такие известные издания как "Сноб", "Русский репортер", GQ, Vogue, журналы ИД "КоммерсантЪ", "Большой город".
Как замечает в предисловии к списку генеральный директор Национальной тиражной службы Игорь Яковенко, "по-прежнему среди лжецов широко представлены издательские дома - лидеры медийного рынка: БУРДА (Oops!, "Лиза" и Playboy), HEARST SHKULEV MEDIA/ИНТЕРМЕДИАГРУПП (Maxim, Psychologies и Elle), ЗАО "РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ", КОМПАНИЯ CONDE NAST (Vogue, Glamour, GQ), и другие. Это значит, что тиражное вранье по-прежнему является основой медийного рынка", - добавляет он.
Но эти издания являются не самыми злостными "тиражными врунами". Так, если они завышают тираж в 1,5 – 2 раза, то редакция журнала "Папарацци" - в 19,6 раз, а ИД "ГЕЙМ ЛЭНД", крупнейший обозреватель компьютерных игр, - в 23 раза. Поэтому внезапно появившийся в списке "тиражных врунов" "Русский пионер" вызывает некое недоумение. Журнал, выходящий под редакцией Андрея Колесникова, внезапно решил преувеличить свой тираж лишь в 4,2 раза. "А тут вдруг банальное и главное очень суетное и суетливое вранье, - замечает Яковенко. - Имена Андрея Колесникова, главного редактора журнала "Русский пионер", и Николая Ускова, президента медиагруппы "ЖИВИ", это имена людей, чья капитализация зависит не только от рекламных доходов издания. То же самое можно сказать и о Виталии Лейбине, главном редакторе "Русского репортера" ЗАО "ГРУППА ЭКСПЕРТ", завышающего тираж в 1,5 раза. Все это люди, стремящиеся к личному диалогу с аудиторией, диалогу, предусматривающему доверие", - добавляет он.
Национальная тиражная служба на настоящий момент оценивает только издания, которые печатаются за рубежом, а список составляется на основе сравнения данных Федеральной таможенной службы с заявленным тиражом в выходных данных самих изданий. При определении реального тиража журналов учитывается и та часть тиража, которая распространяется за пределами России.