Медиановости

29 июня 2012 14:14

ВКонтакте с должником - соцсети как канал коммуникации с заемщиком

Долги, которые поступают в работу к коллекторам, зачастую не имеют актуальной контактной информации должника. Между тем социальные сети становятся все более популярными в России. И некоторые коллекторы уже начали их использовать для восстановления контактов с должниками, а иные даже видят в соцсетях дополнительный канал коммуникации.

По данным коллекторских агентств, долговые портфели, перешедшие к коллекторам по договору цессии (переуступка прав требований посредством продажи долга банком), обычно имеют большую долю долгов без актуальной контактной информации, чем портфели, перешедшие в работу коллекторам по агентскому договору.

Как сообщили "Интерфаксу" в Столичном коллекторском агентстве, в цессионных портфелях доля должников с некорректно указанной контактной информацией в 3-4 раза выше, чем в агентских портфелях. "Это неудивительно, так как и срок просрочки по продаваемым кредитам больше", - сказал представитель агентства.

"Чем старше долг, тем меньше вероятность того, что контактная информация должника будет актуальной", - отметила генеральный директор коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева.

"Доля должников без актуальной контактной информации по договорам аутсорсинга обычно не превышает 5%. По договорам цессии процент немного больше, так как на продажу выставляют в основном старые портфели. Здесь доля должников с устаревшей или неактуальной контактной информацией может составлять порядка 15%", - сказал старший вице-президент "Национальной службы взыскания" Сергей Шпетер.

По словам председателя совета директоров агентства "Руссколлектор" Ильи Фомина, при агентской схеме работы степень контактности должников обычно выше, а актуальной контактной информации больше. "В цессионных портфелях в зависимости от параметров договора цессии, от срока просроченной задолженности или от кредитной программы доля должников без актуальной контактной информации в некоторых случаях может превышать 90%", - отметил он.

"Как правило, чем выше сумма долга, тем больше кредитор тратит времени на проверку заемщика на этапе выдачи кредита и в процессе жизни кредита, а следовательно, тем точнее и актуальнее контактные данные", - сказала Докучаева.

Некоторые опрошенные "Интерфаксом" коллекторы нашли способ актуализации данных в использовании социальных сетей, таких, как Facebook, "ВКонтакте", "Одноклассники" и другие. Одни из агентств только пробуют этот канал, другие уже успели убедиться в его эффективности.

"Мы тестировали такой способ поиска злостных неплательщиков и взыскания задолженности. Можем сказать, что он достаточно эффективен: использование соцсетей позволило разыскать порядка 10% должников, 3% контактов были полезны в плане актуализации данных. Однако с учетом трудозатрат его использование целесообразно скорее при работе с крупными долгами (от 100 тыс. рублей). В будущем мы не исключаем более масштабного применения этого вида взаимодействия с должниками", - отметил представитель коллекторского агентства Mоrgan & Stоut.

"В настоящее время социальные сети используются нашими сотрудниками в тестовом режиме. Однако пока не приходится говорить о том, что социальные сети являются эффективными помощниками в актуализации контактной информации", - сообщил Фомин из "Руссколлектора". По его мнению, социальные сети могут использоваться как дополнительный инструмент работы с должниками, однако как основной канал коммуникации с должниками в "Руссколлекторе" соцсети не рассматривают.

"Если будут разработаны соответствующие технологии, позволяющие устанавливать массовые контакты с должниками и не противоречащие законодательству, мы, возможно, будем использовать социальные сети более активно", - отметил Фомин.

"Вообще, считать интернет основным инструментом работы с проблемной задолженностью нельзя. Да, это один из возможных каналов, но далеко не основной. Поиск кого-либо в социальных сетях - довольно затратный по времени процесс, но в то же время использование социальных сетей иногда дает возможность получить какую-либо информацию о заемщике, которую невозможно получить из других источников", - сказал руководитель коммерческой службы "Первого коллекторского бюро" Александр Капустин.

В единичных случаях социальные сети могут служить хорошим инструментом, позволяющим установить контакт с должником, полагают в "Столичном коллекторском агентстве". Вместе с тем, по их мнению, крупные коллекторские агентства, работающие с долгами физлиц, используют технологии массовой обработки, реализовать которые в социальных сетях невозможно. Соответственно, в практике крупных игроков рынка этот канал взаимодействия с должниками никогда не будет играть сколько-нибудь существенную роль, отметили в агентстве.

Вместе с тем ряд коллекторов к соответствующей практике относится негативно.

Так, по мнению Докучаевой из "Секвойя кредит консолидейшн", социальные сети очень трудно рассматривать в качестве источника актуальной информации о должнике или в качестве эффективного средства для его поиска.

"Социальные сети не могут быть использованы еще и потому, что в них присутствуют десятки однофамильцев. А многие пользователи предпочитают вообще не указывать свои настоящие данные", - считает Шпетер из "Национальной службы взыскания". Также он добавил, что социальные сети популярны в Москве и крупных городах, но в провинции большая часть населения даже не имеет доступа в интернет, соответственно, соцсети вряд ли станут распространенным каналом коммуникации в ближайшее время.

Между тем, некоторые коллекторы считают возможным использование социальных сетей не только для актуализации контактных данных должника, но и для связи с ним.

Использование социальных сетей для напоминания заемщикам о просроченной задолженности является возможным и достаточно эффективным, полагает Капустин из "Первого коллекторского бюро". Хотя этот метод предполагает значительную трату времени, отметил он. "Кроме того, напомнить заемщику о просроченной задолженности, возможно, удастся только один раз, поскольку, если заемщик не выполняет взятые на себя обязательства, то в 90% случаев постарается избежать общения с коллектором в социальной сети, просто заблокировав его и изменив настройки, что позволит не получать сообщения от незнакомых людей", - добавил Капустин.

По словам Фомина из "Русколлектора", поскольку существуют ограничения как со стороны коллекторских агентств, так и самих социальных сетей (ограничения на общение с незнакомыми людьми, лимиты по количеству приглашений), пока этот инструмент малоэффективен.

"Учитывая нарастающую популярность социальных сетей, нельзя исключить возможность того, что они станут востребованным каналом как для актуализации информации, так и для связи. Но социальные сети вряд ли смогут заменить беседу по телефону и, тем более, очную встречу с заемщиком", - заключил Капустин.