Медиановости

12 марта 2009 17:45

Минувшая неделя на ТВ отличалась перепадами эмоционального давления

Март - месяц контрастов. И не одни метеоусловия я имею в виду. В эфире минувшая неделя тоже отличалась перепадами эмоционального давления, резкими сменами умонастроений, метаниями от надежд к отчаянию.

Попереключаем...

В понедельник с утра в Москве было солнечно. Эвелина Хромченко в программе "Модный приговор" сказала фразу века: "Не обязательно рядиться в шорты, чтобы взорвать мозг мужчины".

...Очень беспокоит, что в "Жарком льде" уж сколько недель кряду справедливость все никак не может восторжествовать: порядочной девушке Наташе 47-ю по счету серию не удается убедить спортивную общественность, что она порядочная девушка.

У меня вопрос: если все, что там, за кулисами катка, происходит (интриги, оговоры, подставы, коррупция), хоть в малейшей степени соответствует действительности, то как жить, зачем жить?..

Зачем, в частности, смотреть "Ледниковый период", посредством которого, помимо прочего, можно заработать сахарный диабет?..

...Утешил "Дежурный по стране" Михаил Жванецкий, сказавший: "Кончились не деньги. Кончились большие деньги, а мелких - еще полно".

...Расстроил Эдвард Радзинский: он два вечера, сидя на ближней даче товарища Сталина, рассказывал о последних днях и часах вождя. Не в первый раз, но все равно было интересно. Сюжет старый: "отец народов" не своей смертью умер, его соратники прикончили. Подробности - новые, доказательная база - поосновательнее.

Аналогия вождя Иосифа с царем Иваном - не в новинку. Новость (для меня, по крайней мере) в том, что Грозного не сразу прозвали "Грозным". Современники именовали его "Иваном-мучителем". Потом уж народная молва его нарекла более уважительно и в известном смысле положительно. Историки подхватили новое имя, беллетристы вошли в положение легендарного царя... Так "Мучитель" стал "Грозным". А нынче православный народ включил Ивана Васильевича в число тех двенадцати россиян, которыми он гордится.

Та же история со Сталиным. Давно ли мы его держали за палача, а теперь едва не назначили именем "Россия".

От такой перемены мест слагаемых стало не по себе, но тут поспел женский праздник.

Женская тематика

У ТВ вечная проблема: что дарить соотечественницам в день борьбы за их права, помимо фильмов "Служебный роман", "Москва слезам не верит", "Красотка" и "Титаник"?

Вопрос, как я понимаю, в чем. Слабый пол что предпочитает? Красавца-мужчину типа Ричарда Гира и Дмитрия Харатьяна или захватывающие истории про женщин, которые коня на скаку остановят, карьеру сделают, мир спасут от термоядерной угрозы и личную жизнь обустроят во дворце с принцем. Ну типа того, что представляет собой артистка Анастасия Заворотнюк.

Рейтинги показывают, что зрительницы то и другое предпочитают.

Отставим в сторону мечтания о художественных домыслах; обратимся к суровой действительности, которую зрительницы тоже обожают.

Они согласно рейтингу обожают саги как о женщинах, достигших в одночасье славы, признания, богатства, так и потерявших все это в одночасье.

В праздничные дни и вечера мы могли видеть и то и другое. С одной стороны: волшебную сказку, которая почему-то называется "документальным фильмом", "Анастасия Заворотнюк. В поисках любви".

С другой - разочарования в личной жизни состоявшихся актрис Татьяны Дорониной, Татьяны Самойловой, Фаины Раневской...

Проблемы "прекрасной няни" состояли в том, что ее предыдущие мужья ей не доверяли. Один из них даже покушался на ее право служить искусству и жить в искусстве. Она его отстояла, и теперь у нее все замечательно. Муж Петя - молодой, высокий, статный, успешный... И еще - фигурист. Не муж, а принц. Квартира в Москве, квартира в Штатах, вилла у самого синего моря.

Что же касается ее жизни в искусстве, то здесь пока бедновато: Вика Прутковская - в ситкоме, слава которого - в прошлом. Как слава "Кабачка "13 стульев". А все, что дальше - уныло, скучно, включая Дарью-Мари из "Кода Апокалипсиса". Вся надежда на "Ледниковый период", который, впрочем, тоже не вечен из-за "Глобального потепления".

Но ведь и жизнь только в искусстве не делает человека самодостаточным. В "Русских сенсациях" звезды экрана и сцены горюют у разбитых семейных лодок. Мужья Дорониной делятся впечатлениями о своей бывшей жене и говорят о ней только хорошо. Она, достигшая высшей славы, выглядит, тем не менее, несчастливой. Татьяна Самойлова - и вовсе неприкаянной в своем одиночестве. Судьба Фаины Раневской - здесь ни к селу, ни к городу. Особенно рядом с судьбой матери-одиночки Анастасии Волочковой, которой и в хореографии не очень-то свезло, а тут еще и муж от нее ушел.

Особый случай - Алла Пугачева, которая на минувшей неделе прощалась с концертной деятельностью.

Прощание оказалось продолжительным; оно стало концертом, который королева-мать отечественного шоу-бизнеса дала в форме пресс-конференции, транслировавшейся по телевидению более двух часов.

Что это было? Расставание с мифом о себе? Или попытка вдохнуть в него новую жизнь? Или то и другое?

Надо подумать. В том числе и Примадонне.

Подумать - наша общая проблема. За нас о ней подумал Михаил Жванецкий, которому как раз на днях исполнилось 75.

"Силовики" и "мозговики"

Удачный получился о нем фильм, показанный на Первом, "Михаил Жванецкий. "Тщательнее надо, ребята".

Удача не в том, что известный человек впустил в свой дом видеокамеру. Дом писателя - сугубо прикладная радость для телезрителя. А секрет писателя в том, что он не устает думать. Хотя, может быть, и устает, но не перестает, по крайней мере.

Если что-то в первую очередь надо "тщательнее делать", так это как раз думать.

Собственно, что делает Михал Михалыч? Он додумывает до конца то, что нам вроде бы известно, понятно.

Кто ж не знает, что Задумчивость телевидению больше не подруга. Это констатирует и Жванецкий: "Необходимость мышления сегодня отвергнута". Перескакивая через несколько ступенек размышления, говорит: "Записная книжка стала бумажником".

Еще несколько ступенек: "Ты почувствовал: нет такой связи - мозги и деньги. Мышцы и деньги - есть. Мышцы и женщины - есть. Мышцы и власть - есть".

Наконец, на самой последней ступеньке: "Нельзя быть с душой и без мозгов". Святая правда. Ее как раз многие и не понимают. И не принимают. И те, кто в шоу-бизнесе. И те, кто вне его.

***

Жванецкий в ходе мартовских ид поделил граждан не на бедных и богатых, не на красных и белых, не на бледнолицых и темнокожих, не на блондинок и брюнеток; он поделил их на "мозговиков" и "силовиков".

Дальше я пытаюсь в силу своих скромных возможностей домыслить: может, противоречия меж ними и являются движущими этот мир?.. РГ