Мнения
/ Интервью

5 марта 2009 16:26

Пресс-служба Малого драмтеатра: Мы никогда не работаем с желтыми изданиями

В пресс-службе Малого драматического театра — Театра Европы — стараются уважать интересы журналистов, пишущих о театре, помогают с фотографиями, всегда готовы вычитать их материалы на предмет фактических ошибок. Однако есть ряд СМИ, с которыми пресс-служба театра никогда не работает. Что послужило для этого причиной и какие журналисты имеют право писать о театре, корреспонденту Lenizdat.ru рассказала помощник художественного руководителя театра по связям с прессой Елена Александрова.

Lenizdat.ru: Елена Николаевна, как давно вы работаете в Малом театре?

— В 1977 году я пришла на работу в реквизиторский цех и проработала там 9 лет. В то время я училась на театроведческом факультете Театрального института. После окончания института меня взяли на работу в литературную часть, и я совмещала эту работу с обязанностями секретаря Льва Абрамовича Додина. В начале 1989 года театр присоединил к себе некоторое количество помещений, и появилось место для архивных материалов театра, которые мне удалось собрать, — это фотографии, статьи в прессе. После этого я окончательно ушла в литературную часть театра и стала работать с прессой. В нашем театре пресс-служба является одной из составляющих литературной части, как и нашего музея. Пресс-служба появилась тогда, когда появилось огромное количество изданий с разными интересами, позже названными словом "формат", и все они стали проявлять к нашему театру интерес.

Какие-то издания интересовал женский вопрос, кого-то — проблема материнства, кого-то интересовала сценография, кто-то работал "со звездами", кто-то принимал участие в издании желтой прессы. И невольно театр оказался перед проблемой выбора: либо он всеяден, либо он сугубо избирателен, либо он придумывает себе еще какую-нибудь линию поведения.

Lenizdat.ru: И что же выбрал для себя Малый драматический театр?

— Мы работаем с теми СМИ, в зоне интересов которых находится художественная деятельность нашего театра и все, что с этим связано. Мы рады всем откликам на нашу работу, театр заинтересован в том, чтобы заявить о себе разным читателям. Но мы никогда не работаем с издательскими домами, которые издают желтые издания. Так сложилось, что мы не работаем с издательским домом "Московский комсомолец" ни в одном городе России. Мы не работаем с "Комсомольской правдой", потому что там были опубликованы несанкционированные материалы, искажающие работу театра. Эта позиция театра высказывается и осуществляется через специально выбранного человека — пресс-секретаря. Мы стараемся уважать творческие интересы людей, пишущих о театре, помогаем с фотографиями, всегда готовы вычитать их материалы на предмет фактических ошибок. Но мы всегда требуем (соблюдая тем самым писанные и неписанные законы журналистки), чтобы любое интервью любого работника театра, даже рабочего сцены, было вычитано и заверено у героя статьи. Я считаю, что только в этом случае издание имеет право на публикацию. Если главный герой материала согласен с тем, что печатается, претензии уже не принимаются. Когда я об этом говорю, все понимающе кивают. Но за последние три года были два вопиющих случая, когда журналисты, подгоняемые шеф-редакторами своих крупных московских изданий, опубликовали несанкционированные интервью с художественным руководителем театра, подготовленные с учетом формата издания и своих представлений об интервью. После этого мы перестали сотрудничать с этими людьми, мы перестали давать им возможность работать с нами.

Lenizdat.ru: Ошибки случаются в любой профессии.

— Люди, которые занимаются искусством, очень ранимы. Кто-то должен помогать творческим людям выстраивать нормальные цивилизованные отношения с прессой, основанные на взаимном уважении. К нам в театр поступает множество предложений от людей, которые хотят быть журналистами, пытаются завоевать себе какое-то место в интересующих их изданиях. Но не всегда они профессиональны, умны, разбираются в вопросах театра, порой даже не всегда воспитаны. Иногда их самих или издание, в котором они работают, интересует сугубо частная жизнь актера. Это, кстати, касается не только газет или журналов, это касается и телевидения, и радио. Артист не способен ориентироваться в этом море изданий и журналов. Ведь главное дело актера — работать над ролью, репетировать, играть спектакли. Поэтому помочь актеру может профессиональный пресс-секретарь или личный агент.

Всякий театр, который заинтересован в публике, заинтересован в сотрудничестве с прессой, радуется хорошим статьям. Кроме всего прочего, публикации — тоже вид рекламы.

Lenizdat.ru: По долгу службы вы вступаете в контакт с журналистами Петербурга и России, которые пишут о театре. У вас создался образ такого человека, который может и имеет право писать о театре?

— Мне кажется, в идеале о театре должен писать тот, кто его любит и чувствует. Это должен быть человек талантливый с точки зрения способности выражать свои мысли и чувства на бумаге. Хорошо бы, культурный, образованный. Я имею в виду не только театральное образование, а некий общий уровень культуры. От всего перечисленного зависит — каким языком будет написана статья, какие фотографии будут выбраны автором, как подан заголовок. Хотя, конечно, в реальности заголовки чаще всего выбирает выпускающий редактор. Все упомянутое мной и складывается в понятие "культурной журналистики".

Lenizdat.ru: А что такое "некультурная журналистика"?

— Это досадные и, на первый взгляд, смешные недоразумения, когда появляется фотография артиста имярек и подписано "господин Сидоров". А потом выясняется, что это не господин Сидоров, а господин Петров. Вот совсем недавно была хорошая, подробная рецензия на спектакль Григория Дитятковского "Снежная королева". Статья сопровождалась симпатичной фотографией, под которой было написано — в роли Северного Оленя Павел Арсеньев". На самом деле эту роль играет один из участников Молодой студии, актер Георгий Цнобиладзе, а Павел Арсеньев, очевидно, служит в каком-то другом театре. Бывали случаи, когда был опубликован материал о какой-то премьере и под фотографией Бориса Эйфмана, замечательного балетмейстера, было указано "Лев Додин". Наверное, со стороны это кажется забавным, но это говорит о небрежности, неуважении. Если хотите, это такое проходное, бытовое хамство, и самое неприятное — практически никогда нельзя добиться опровержения на страницах тех же изданий. Все устно извиняются, в лучшем случае пишут письма тому, кто в той или иной степени пострадал. Артисты люди деликатные, они никогда не демонстрируют свою обиду, но я уверена, очень расстраиваются.

Lenizdat.ru: Какие процессы вы замечаете в современной театральной критике?

— Культура как таковая вынесена у нас в некую резервацию. С большинства телеканалов она переместилась на отдельно выделенный телеканал "Культура", если говорить о телевидении. В периодических изданиях тоже строгое разделение. Эта тенденция не зависит от главного редактора того или иного издания. Она демонстрирует позицию государства, отношение общества к культуре вообще. Если рассматривать премьеру в театре или какое-то другое важное событие как факт культурной жизни города в целом, то позиция многих петербургских газет покажется весьма странной. В Петербурге есть газеты, главные редакторы которых находятся в Москве. И именно они решают, интересно то или иное событие с точки зрения содержания номера газеты. И если кто-то из московских журналистов уже осветил театральную премьеру, то питерский журналист о ней писать не будет. Смысла нет, ее никто не напечатает. Однако было бы интересно прочесть разные мнения, особенно если спектакли вызывают какую-то полемику. В нашем городе, кроме изданий сугубо профессиональных — Санкт-Петербургского театрального журнала, альманаха "Балтийские сезоны" и новорожденного "Театрального Санкт-Петербурга", только некоторые газеты регулярно позволяют себе печатать театральные рецензии. Да и то чаще это не рецензии, а рекламные статьи, пересказывающие содержание спектакля. Если газете или журналу удается заполучить человека неравнодушного и одаренного, тогда издание выигрывает, получая хорошие материалы. Если нет, то, увы, нет. Бывают более удачные статьи, бывают менее удачные, но говорить о высоком уровне и культуре в театральной критике определенно не приходится.