Медиановости

30 апреля 2008 18:48

Обзор аудиторий СМИ за 2006-2007 годы

ИФ "Гортис" представляет обзор аудиторий петербургских СМИ за 2006-2007 гг.

Основание для экспертной оценки: исследование аудиторий СМИ, проводимое Исследовательской фирмой "ГОРТИС" 2 раза в год. Данное исследование позволило оценить величину аудиторий различных СМИ и проследить изменения размера аудиторий за период с осени 2006 года по осень 2007 года. В исследовании принимало участие население Санкт-Петербурга в возрасте от 15 до 70 лет. Отбор респондентов происходил по репрезентативной выборке с дополнительным квотированием по полу, возрасту и образованию.

1. Телегиды

Осенью 2007 года "ИФ "ГОРТИС" исследовались следующие телегиды: "Панорама TV", "Петербургский телевик", "Петербургский телезритель", "Семь дней", "Телевидение и радио. Программа передач", "ТелеСемь", "Метро-TV".

Согласно исследованию, проведенному "ИФ "ГОРТИС" осенью 2007 года, среди телегидов наиболее популярна "Панорама TV" - чуть менее половины горожан читают или просматривают данное издание. С большим отрывом от "Панорамы TV" в рейтинге востребованности телегидов у горожан идет "ТелеСемь" - из данного журнала узнает о программе телевидения каждый десятый петербуржец. Третье место в данном рейтинге занимает "Петербургский телезритель".

В целом, в рассматриваемые периоды времени у многих изданий произошли заметные изменения численности аудитории.

"Телевидение и радио. Программа передач" потеряла значительную часть своей аудитории.

Ярко выраженная положительная динамика наблюдается у журналов "Семь дней" (число читателей увеличилось на 38%) и "Петербургский телевик" (аудитория возросла на 17%).

Издание "Метро-TV", выпускаемое с осени 2006 года, также постепенно увеличивает свою аудиторию - по данным на осень 2007 года число читателей у этого телегида по сравнению с весной 2007 года увеличилось на 22%. Данное издание бесплатно раздается на станциях метро, что способствует его популярности.

У наиболее популярного телегида, "Панорамы TV", осенью 2007 года по сравнению с осенью 2006 года размер аудитории сократился на 5%.

Здесь и далее, за исключением особо оговоренных случаев, под аудиторией будет подразумеваться охват, а не расчетная аудитория одного номера.

2. Деловые издания

Среди деловых изданий, распространяемых в Санкт-Петербурге, следует отметить следующие: "Деловой Петербург", "Коммерсантъ", "Асток - Деловая неделя" и "Ведомости". Из них наиболее популярна газета "Деловой Петербург" (105 тысячи человек). На втором месте находится "Коммерсант", на третьем – "Ведомости".

Стоит отметить, что структура читателей изданий "Деловой Петербург" и "Коммерсантъ" схожа по полу, возрасту, образованию, занятости, профессиональному статусу и материальному уровню. Однако размер аудитории одного номера газеты "Деловой Петербург" значительно превышает величину данного показателя для издания "Коммерсантъ". Это можно объяснить тем, что газета "Коммерсантъ" является федеральным изданием. В данном издании новостям Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона уделяется меньше внимания, чем в "Деловом Петербурге", который является местным изданием. Поэтому читатели, желающие быть в курсе местных событий, предпочитают чаще покупать "Деловой Петербург".

У всех перечисленных газет, за исключением "Ведомостей", осенью 2007 года по сравнению с осенью 2006 года размер аудитории сократился. У газеты "Ведомости" число читателей увеличилось на 11%.

3. Общеинформационные издания

Петербургский рынок общеинформационных газет представлен довольно богатым набором изданий. Среди них наибольшей популярностью пользуется газета "Метро" (923 тысячи читателей). Возможно, такая популярность издания обусловлена, в числе прочего, бесплатной системой распространения. На втором месте по количеству читателей находится издание "Аргументы и факты", его аудитория почти в два раза меньше численности читателей "Метро". На третьем месте по востребованности находится выпуск выходного дня газеты "Комсомольская правда", выходящий по четвергам.

Если сравнивать размер читательской аудитории осенью 2006 и 2007 годов, следует отметить, что у большинства изданий количество читателей уменьшилось. Наибольшие потери читательской аудитории наблюдаются у издания "St. Petersburg Times". На втором месте по данному показателю находится газета "Вечерний Петербург", выходящая по пятницам. На третьем – "Известия".

Среди исследованных газет у трех изданий наблюдается положительная динамика в освоении рынка общеинформационных изданий. В данном списке на первом месте находится "Российская газета. Неделя". Число читателей этой газеты осенью 2007 года по сравнению с осенью 2006 года возросло более чем в 4 раза. Второе место занимает ежедневный выпуск "Российской недели". Его аудитория осенью 2007 года более чем в два с половиной раза превышает данный показатель осени 2006 года. На третьем месте находятся "Новости Петербурга".

4. Рекламные издания с бесплатным распространением

Среди рекламных изданий, бесплатно распространяемых на территории Санкт-Петербурга, следует отметить "Питерский микрорайон", "Привет, Петербург", "Центр Плюс", "Асток Пресс" и "Экстра-Балт".

На первом месте по охвату горожан находится "Центр Плюс" (702 тыс. человек). Второе место занимает "Экстра-Балт" (486 тыс. человек). На третьем - "Асток Пресс".

Аудитория большинства рекламных изданий близка по размеру осенью 2006 года и осенью 2007 года. Исключение составляет "Асток Плюс". Прирост аудитории данной газеты осенью 2007 года по сравнению с осенью 2006 года составил 45%. Положительная динамика изменения числа читателей наблюдается также у газет "Привет, Петербург" (6%) и "Центр-Плюс" (2%). У издания "Экстра-Балт" аудитория незначительно сократилась.

5. Рекламно-информационные издания

К рекламно-информационным изданиям, распространяемым в Санкт-Петербурге, относятся следующие газеты: "Мой район", "Петровский курьер", "Утро Петербурга", "Вечернее время".

Первое место по числу читателей занимает "Мой район" (622 тыс. человек). Второе место с большим отрывом занимает "Петровский курьер". На третьем месте находится "Утро Петербурга"

Согласно данным исследования, у всех перечисленных изданий аудитория осенью 2007 года сократилась по сравнению с осенью 2006 года.

6. Газеты бесплатных объявлений

К данной категории можно отнести две газеты – "Из рук в руки" и "Реклама-Шанс".

Число читателей у газеты "Из рук в руки" больше, чем у "Рекламы-Шанс". У обоих изданий аудитория осенью 2007 года уменьшилась по сравнению с осенью 2006 года.

7. Журналы

Среди прочих в данной категории можно выделить следующие подгруппы:

7.1. деловые журналы – "The Chief", "Топ-Менеджер", "Эксперт", "Эксперт Северо-Запад". Первое место в данной категории занимает журнал "Топ-Менеджер", второе – "Эксперт", третье – "Эксперт Северо-Запад". Почти у всех журналов читательская аудитория осенью 2007 года уменьшилась по сравнению с осенью 2006 года. Исключение составляет "Эксперт Северо-Запад". Аудитория данного журнала осенью 2007 года увеличилась по сравнению с осенью 2006 года на 83%.

7.2. досуговые журналы – "Free Тайм", "Афиша", "Time Out", "Ваш досуг". Среди данных журналов по числу читателей первое место занимает "Ваш досуг" (94 тысячи человек). На втором месте находится "Афиша", на третьем - "Time Out".

Журнал "Ваш досуг" был включен в список лишь весной 2007 года, поэтому размер его аудитории невозможно сравнивать с числом читателей осенью 2006 года. Среди остальных изданий первое место по росту читательской аудитории занимает журнал "Time Out", на втором месте находится "Free Тайм".

7.3. life style журналы – "На Невском", "СПб.Собака.ru".

У журнала "СПб.Собака.ru" читательская аудитория больше, чем у издания "На Невском". Однако по данным на осень 2007 года число читателей у "СПб.Собака.ru" на 43% меньше величины данного показателя осени 2006 года. В то же время, у журнала "На Невском" размер аудитории осенью 2007 года больше численности аудитории осени 2006 года на 38%.

7.4. женские журналы – среди прочих к данной категории можно отнести журналы "Космополитен" и "Лиза". Аудитории данных изданий близки друг к другу по размеру. У "Космополитен" число читателей больше, оно составляет 353 тысячи человек. У обоих журналов размер аудитории по данным на осень 2007 года меньше этого показателя за осень 2006 года.

7.5 прочие журналы - "Пульс" и "Город". Данные журналы нельзя отнести ни к одной из перечисленных групп. Журнал "Город" является общеинформационным изданием. В данном издании особое внимание уделяется городским новостям в области экономики, политики, культуры, а также в других сферах общественной жизни. Журнал "Пульс" близок по тематике к досуговым изданиям, однако он отличается наличием новостных материалов, а также статей на ту или иную актуальную тему.

По данным на осень 2007 года аудитория журнала "Город" составила 31 тысячу человек. У издания "Пульс" число читателей заметно меньше. По сравнению с осенью 2006 города у "Города" осенью 2007 года резко возросло количество читающих (на 75%). У "Пульса" наблюдается сокращение аудитории по данным за рассматриваемые периоды. MG