Медиановости

4 февраля 2008 17:40

Печатный рынок Санкт-Петербурга. Начало 2008 -го

Специфика петербургского информационного пространства – влияние московских медиа. Сильные местные издания есть во всех сегментах, но эксперты полагают, что создавать новые "локальные" проекты становится все сложнее – на фоне федеральных издателей региональным не хватает кадровых и финансовых ресурсов.

Тем не менее, ведущими игроками рекламного рынка петербургской прессы являются именно региональные СМИ. Свидетельство – результаты регулярного мониторинга, проводимого "Исследовательской фирмой "ГОРТИС" среди почти 40 печатных изданий города. К примеру, в первом полугодии 2007 г. по таким показателям как площадь рекламы и количество рекламных объявлений в топовый список кроме федеральной "Из рук в руки" входили газеты "Деловой Петербург", Metro, "Панорама TV", "Центр Plus", "Реклама Шанс", "Асток-Пресс". Практически те же издания находились на первых позициях в отдельных – ежемесячных – исследованиях.

Таким образом, значительная часть петербургского рынка рекламы в прессе стабильно распределяется между несколькими игроками. Сам же рынок продолжает расти. В 2007-м, по оценкам "ГОРТИС", его объем составил 4 млрд. 057 млн. 089 тыс. 120 рублей, что почти на 11% больше, чем в 2006-м.

Насыщенность отдельных газетных и журнальных ниш Северной столицы различна. В наиболее заполненных, как правило, конкурируют "сетевые" и местные брэнды. Яркий пример – сегмент телегидов. Значительная часть "доморощенных" изданий этой категории появилась в середине 90-х годов ("Панорама TV", "Петербургский телезритель, "Петербургский телевик", "Программа передач телевидения и радио"). В 2001 г. в городе начал работать региональный выпуск общероссийского телегида "Антенна – Телесемь" ("ИнтерМедиаГруп"), в 2006-м - бесплатный телегид Metro TV (международная издательская группа Metro International).

Еще год назад совокупный тираж телегидов в Петербурге превышал 1 млн. 700 тыс. экземпляров. Как отмечали тогда издатели, наращивать тиражные показатели в пределах города и окрестностей стало экономически нецелесообразным. В этих условиях питерская "марка" впервые появилась в других регионах – "сеть" на "миллионники" накинула "Панорама TV". В 2006-м проект "Панорама TV-Страна" стартовал в Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Перми, Самаре, Уфе, Челябинске, Ростове-на-Дону, Волгограде.

Петербургский сектор газет бесплатного распространения представлен рекламными, рекламно-информационными и массовыми информационными изданиями. Основные игроки в первом случае - "Экстра-Балт", "Центр Plus", "Асток-Пресс", "Для каждого дома", "Привет, Петербург", "Петровский курьер". Во втором - газеты "Мой район", (с 2006 г. работает и в Москве), Metro, "Утро Петербурга".

В городе довольно большое число платных информационных газет. Помимо федеральных брэндов ("Известия", "Аргументы и факты", "Комсомольская правда", "Жизнь за всю неделю" и др.) фигурирует ряд местных. В частности, "Санкт-Петербургские ведомости", "Невское время", "Смена", "Вечерний Петербург", "Вести", "Петербургский час пик". Несколько газет работает в ежедневном формате: "Санкт-Петербургские ведомости", "Вести", газеты "Балтийской Медиагруппы" (БМГ) - "Невское время", "Вечерний Петербург". С начала 2008 г. еженедельником стала и некогда ежедневная "Смена", также входящая в БМГ.

В качестве популярных деловых газет Петербурга эксперты называют еженедельники "Деловой Петербург" (ИД "Бонниер Бизнес Пресс"), "Деловая неделя" (ИД "Асток"), а также федеральные проекты "Коммерсантъ в Санкт-Петербурге", "Ведомости", The St.Peterburg Times. В 2007 г. в городе появился региональный выпуск газеты "РБК daily" - "РБК daily-Санкт-Петербург". В прошлом же году уже из Северной столицы начал движение в регионы лидер местной деловой прессы газета "Деловой Петербург": в Краснодаре вышла "Деловая газета: юг", был открыт корпункт в Сочи. В стратегических планах издателя – присутствие в крупнейших городах страны.

Из Петербурга в другие территории продвигаются еще два СМИ, причисляемых исследователями к деловым, – журналы The Chief и "Наши деньги". В активе издания о финансах "Наши деньги" - Новосибирск, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург. Сеть журнала для руководителей The Chief объединяет 16 городов России. Эти же СМИ, по опросам "ГОРТИС", называются в числе наиболее заметных деловых журналов Петербурга (помимо журналов Top-Manager, "Интербизнес", "Эксперт Северо-Запад").

"Рынок деловой прессы пойдет по пути специализации, будут развиваться нишевые издания. Возрастет роль крупных медиахолдингов, одиночным изданиям не выжить", - комментируют ситуацию специалисты "ГОРТИС". Впрочем, это характерно не только для делового "поля". Сегментация – сегодняшняя тенденция рынка, подтверждаемая как аналитиками, так и самим фактом появления новых средств массовой информации - как правило, нишевых. Причем в сфере таких СМИ чаще представлены именно региональные медиа. Например, в пространстве изданий о недвижимости работают журналы-каталоги "Квартиры в строящихся домах", "Городской каталог недвижимости. Коммерческая недвижимость", "Недвижимость в кредит", журнал "Новая квартира". Все они входят в информационно-издательский центр "Недвижимость Петербурга" - крупнейший ИД на местном рынке специализированной прессы. И это уже к слову о роли "холдингов". Помимо федеральных медиаструктур в городе функционирует ряд местных ИД, издающих по нескольку печатных СМИ. Не в одиночном плавании и ведущие глянцевые проекты. В частности, гид по развлечениям "Time Out Петербург" и журнал о городской жизни "Собака. Ru" входят в ИД "Собака"; журналы Top-Manager и Business Woman – в ИД "Top-Manager"; в медиагруппе "Агентство Экспресс Сервис" - одно из старейших информационно-рекламных изданий города "Петербург. На Невском", журнал для успешных людей "Free Тайм", журнал об архитектуре, дизайне и современном интерьере "Под ключ". ЕМ