Медиановости

11 апреля 2007 16:47

У газет, которые не идут в ногу с властью, всегда возникают сложности

В Доме ученых им. Горького состоялась творческая встреча с журналистами аналитического еженедельника "Дело". На многочисленные вопросы читателей отвечали главный редактор Сергей Чесноков, журналисты Дмитрий Травин, Даниил Коцюбинский, Андрей Заостровцев. Круг вопросов был достаточно широким — от творческих планов до отношения журналистов к городским властям.

Как рассказал Сергей Чесноков, газета " Дело" появилась 11 лет назад, и за это время вышло 9 миллионов экземпляров. Однако до сих пор ее трудно найти в киосках, торгующих печатной продукцией.

— Проблема не в том, чтобы выпустить большой тираж, а в возможности пробиться на рынок печатной прессы. Это можно делать годами. А если вспомнить, что Смольный нас не очень любит, то проблема эта труднорешаемая. Но мы не хотим идти в служение Смольному, как другие СМИ. У газет, которые не идут в ногу с властью, всегда возникают сложности", — объяснил Сергей Чесноков.

Даниил Коцюбинский отметил, что еще рано говорить, о чем будут следующие номера газеты "Дело", но уже сейчас можно сказать, что будут освещаться Марши несогласных, которые пройдут в Санкт- Петербурге и Москве. По его словам, формат еженедельника не позволяет осветить события к понедельнику.

— Мы вынуждены будем анализировать события до того, как они произойдут. Сделать это в общих чертах можно, потому что уже сейчас понятно, какой курс наметили власти в Москве и Санкт-Петербурге. Причем действуют они вопреки законодательству, которое в России еще никто не отменял, — отметил Даниил Коцюбинский. — Я поясню, в чем тут нарушение закона со стороны власти. По закону она должна согласовывать проведения мероприятий, именно согласовывать, а не давать разрешение или запрет. В чем тут нюанс? Граждане подают уведомление о том, что хотят провести шествие. Власть может сказать: "По этому маршруту проводить шествие нельзя, и мы вам предлагаем другой путь. Например, идите к Смольному не через улицу Марата, а через Московский проспект". А Смольный просто запрещает проводить шествие, предлагая заменить его митингом. Вместо того чтобы согласовать форму проведения данного мероприятия, чиновники захотели изменить формат, а это нарушение закона. И любопытно, что правозащитники в лице Лукина и Панфиловой только развели руками: мол, ничем не можем помочь. То есть не в компетенции штатных правозащитников обеспечить выполнение действующего российского законодательства.

Дмитрий Травин напомнил, что сфера его ответственности — это аналитический блок. Причем материалы для него возникают самыми различными путями.

— Иногда появляются статьи от людей, которые не являются нашими авторами, но они очень точно отражают ситуацию. Видимо, в какой-то момент граждане чувствуют, что не могут не написать. Так, две недели назад я получил письмо от своего знакомого экономиста. Он пишет, что никогда не писал в газету, но чувствует, что не может не написать, потому что у него напрашиваются параллели с тем демократическим движением, которое было в 80-х годах. В своей статье он попытался обобщить тот опыт демократической борьбы, который был во времена "клуба перестройки", и показать насколько многие вещи, которые были тогда, есть и сегодня, — отметил Дмитрий Травин.

Андрей Заостровцев поблагодарил нынешний политический режим, который всегда подкидывает темы для статей.

— Иногда бывают пустые недели, но редко. Последнее время я писал о так называемой распродаже, но по существу раздачи остатков ЮКОСа. На этой неделе я счастливый человек. Месяц назад написал о перспективах газового картеля. Сегодня проходит встреча стран ведущих экспортеров газа в столице Катара, и эта тема достаточно интересная, потому что она формирует будущий энергетический облик мира. В настоящее время говорят, что этот картель создать нельзя, но со временем будут развиваться производство и поставки сжиженного газа, и тогда этот рынок станет таким же, как рынок нефти. Более того, он будет менее конкурентным, так как более 40% всех запасов мирового газа сосредоточены в России и Иране. Поэтому здесь намечаются интересные контуры, и как мы знаем, вся наша экономика вертится вокруг газа, — заметил Андрей Заостровцев.

По завершении встречи Lenizdat.ru задал несколько вопросов главному редактору газеты "Дело" Сергею Чеснокову:

Согласны ли вы с мнением, что "Дело" больше похоже на альманах, чем на газету?

— Если вспомнить, что "газета" имеет итальянское происхождение и в переводе на русский означает "копейка", то, наверное, согласен. Потому что мы стоим дороже (если в шутку).

Если бы была возможность, согласились бы вы перейти в формат еженедельного журнала?

— Конечно, это было бы удобно нашим читателям. Но это вопрос денег. Однажды я ездил с другими редакторами из Санкт-Петербурга в Америку по приглашению МИДа. И меня спросили, что нужно журналистам России. Я ответил: "Вы потратили на поездку примерно 50 тысяч долларов, лучше бы на эти деньги купили хорошую типографию (в то время в Петербурге не было государственного газетного комплекса). Так вот, кто же откажется от того, что лучше, но здесь вопрос средств.

По каким критериям вы отбираете журналистов в газету?

— На первом месте профессионализм и порядочность. Для меня не играет роли, придерживается журналист моих взглядов или нет. Но он должен быть действительно в чем-то убежден и свой предмет знать блестяще. У нас же не ежедневная газета и не информационное издание, поэтому нам тяжело найти журналистов. Информация — это интернет, радио, телевидение и ежедневные газеты. А у нас аналитика высшего уровня. Журналистов найти действительно тяжело, но пока нам это удается. Нужно больше таких изданий, придерживающихся своих убеждений. Для этого мы и выбрали профессию журналиста.