В предыдущем тексте речь шла об индустриальных итогах телевизионного сезона – доходах, расходах, рейтингах, рекламе и IPO. Сегодня — о том, что за всем этим набором бизнес-терминов скрыто и без чего не было бы ни рейтингов, ни рекламных доходов, ни выхода на биржу, – о творческой составляющей. О содержании телепрограмм, сериалов и фильмов, которое и заставляет зрителя просиживать часами перед напичканным электроникой ящиком.
Какой была собственно телевизионная начинка сезона 2005-2006?
В этом сезоне ярко проявилось то, о чем наиболее прозорливые телевизионные руководители предупреждали еще пару лет назад, когда маховик российских сериалов только начал раскручиваться. Сериалов стало столько, что они перестали "работать". Даже вполне качественные премьерные показы перестали собирать те рейтинги, на которые рассчитывают их создатели. О повторных показах и говорить не приходится. Время, когда "Улицы разбитых фонарей" и при пятом, и при восьмом показе собирали невиданные аудитории, безнадежно миновало.
Трудно понять, как даже самый приверженный сериальному жанру зритель умудряется переварить 250 премьерно-сериальных часов СТС, более 700 часов канала "Россия" плюс показы прочих каналов и независимых производителей, которых расплодилось видимо-невидимо. Именно потому, что выделиться из этой массы практически невозможно, "выстреливают" не хорошие сериалы вообще, а сериалы, очень точно попадающие в свое время, в свою аудиторию. При этом хорошо снятые и грамотно поданные зрителю. В противном случае сериал не станет событием, как не стал событием "Доктор Живаго". А вот сериал "Мастер и Маргарита", точно раскрученный каналом "Россия", событием стал, даже при примитивном для уровня современной режиссуры и развития технологий качеству. Золотая середина – сериал Глеба Панфилова "В круге первом", чуточку не телевизионный, страдающий от излишне бережного отношения Солженицына-сценариста к диалогам, написанным Солженицыным-романистом, но с блистательными актерскими работами и с грамотной "раскруткой". В следующем сезоне таким событием может стать сериал "Тихий Дон" Бондарчука-отца, если, конечно, Бондарчук-сын сумеет достойно смонтировать выкупленные "Первым каналом" у итальянских продюсеров исходники родителя.
В любом случае, при наплыве сериалов в новом сезоне "работать" будут только абсолютно точно попадающие в запросы аудитории. Вроде 200-серийной лирической мелодрамы "Не родись красивой". Колумбийская история Бетти-дурнушки, превращенная усилиями компании "А-медиа" в историю любви некрасивой Кати Пушкаревой, привлекла сразу несколькими моментами. Нестандартной героиней — нарочитая дурнушка на фоне гламурных красавиц всех прочих фильмов. Грамотной эксплуатацией вечной тяги к сказке про Золушку, когда многовечернее ожидание волшебного превращения важнее самого финала. И местом действия – офисом. До "НРК" герои новых русских сериалов любили-дружили-убивали, но не работали. В "НРК", правда, тоже не слишком перетрудились, но, по крайней мере, место действия из квартир и загородных домов переместилось в офис, где проводят большую часть жизни основные зрительницы сериалов.
Эфирное время с 8 до 9 часов вечера, когда сериал шел на СТС, для всех остальных каналов стало головной болью – отток зрителей был очевиден, и все каналы ломали голову над тем, как затмить Пушкареву. В следующем сезоне этот же вопрос встанет перед самим СТС. Рейтинги сериала в три с половиной раза превышали среднюю долю канала и, по сути, "держали" сезон СТС (не случайно, по субботам, когда "НРК" не было в эфире, среднесуточная доля канала падала с 10-11 до 5-6%). Найдет ли канал адекватное продолжение, дабы подать его к столу "прикормленного" зрителя в новом сезоне, – большой вопрос.
О случившемся в этом сезоне разделении "документалистики" и "документалки" я подробно писала зимой. Наряду с суперпроектами, такими, как "Братство бомбы" Льва Николаева и "Битва за космос" ("Первый"), "Вторая мировая. Русская версия" Виктора Правдюка (ТВЦ), основной документальный эфир был забит "желтой" или гламурной продукцией, создаваемой для повышения рейтингов в вечернее время, когда разрешена реклама пива. На иной расклад пивные рекламодатели не были согласны.
Резкая криминализация и скатывание в стилистику трэша канала НТВ — еще один из ключевых содержательных моментов сезона. Телевидение "чистосердечных признаний", "максимумов" и сериала "Зона", рассчитанное на суровую мужскую аудиторию, собирает свои рейтинговые плоды. Поставившему НТВ на трэшевый путь Владимиру Кулистикову удалось то, что не удавалось двум его предшественникам, пытавшимся реанимировать НТВ после развала, – резко повысить рейтинги. А как от этих рейтингов пахнет и какое послание несет такое телевидение обществу, руководство НТВ, похоже, не интересует. Ведь только вмешательство президента заставило их переставить на более позднее время сериал "Зона", обучающий нормам жизни "по понятиям". Говорят, победителей не судят. Похоже, руководители НТВ уверены в этом. А как рассудит их жизнь – вопрос к ним и к их совести.
Возрождение дискуссионных форматов – еще один контрапункт сезона. Пока не взлет, пока только первые робкие поползновения задвинутых глубоко в ночь программ "Национальный интерес" ("Россия"), "Судите сами", "Гордон-2030", "Обсуждение со зрителем" ("Первый"). Но нижняя точка падения интереса зрителей и каналов к этому жанру, похоже, пройдена года два назад в пору закрытия "Свободы слова" Савика Шустера, ухода из эфира Светланы Сорокиной и тотального засилья шоумена от телеаналитики Владимира Соловьева. Начался мучительный путь наверх. А ток-шоу молодых и про молодых ("Сто вопросов взрослому", ТВЦ, "Большие", "Культура", "Молодцы", MTV), о которых я писала в "ЕЖ", — это новые свежие ростки на этом поле.
Минувший сезон изменил отношение профессионалов и особо внимательных зрителей к ТНТ как исключительно к каналу "Дома-2". Нет, самый длинный проект отечественного ТВ не исчез из эфира, но параллельно с ним канал позволил себе столько экспериментов с форматами, затронул столько нетронутых нашим ТВ тем, что впору отдать должное профессионализму команды Романа Петренко. Шоу "Кандидат", "Офис", "Капитал" и объявленный "Кандидат 2" с фигурой уровня Владимира Потанина в роли ведущего – едва ли не единственный телевизионный сегмент, заставляющий зрителя учиться новым подходам к современному бизнесу, умению трудиться и выживать в джунглях современного предпринимательства. Плюс попытка поисков нового, отличного от аншлаговского, телевизионного юмора в "Комеди Клаб". В общем, ТНТ заслужило свою толику признаний.
Что дальше? Что нас ждет в телевизионном 2006-2007-м?
Строить предположения – неблагодарное дело. Но наметившаяся тенденция снижения рейтингов "Кривых зеркал" и "Аншлагов", повышение зрительского внимания не просто к дорогим и успешным западным форматам, но к форматам, умно адаптированным к российской аудитории ("Не родись красивой" или "Моя прекрасная няня" против провалившейся попытки превратить в рассказ о нашей жизни сериал "Грейс в огне" — получилась неправдоподобная история "Люба, дети, завод"), вернувшийся в эфир живой разговор (будь то ток-шоу "Судите сами" или интервью "На ночь глядя") и внимание телевидения не просто к многосерийному мыло, а к нужному людям кино, внушает некий оптимизм.
Быть может, нас с вами ждет не самый унылый сезон. Доживем до сентября.