Журнал "Колеса" выходит уже восемь лет. За это время он превратился из черно-белого издания, напечатанного на плохой бумаге, в глянцевый журнал объемом 128 страниц. Но и это не является окончательным этапом в эволюции. По словам главного редактора Максима Баранова, в ближайших планах - увеличение объема издания и рост тиража.
Максим Баранов: Журнал "Колеса" изначально существовал как региональный продукт. Созданный усилиями трех человек, журнал смог пережить все изменения, происходившие в стране последние восемь лет. Думаю, это хороший показатель. В наших ближайших планах - попытаться стать первыми в Санкт-Петербурге, несмотря на существование очень сильных федеральных изданий, таких как "За рулем", "5 колесо", "Тюнинг". Наша задача - стать первыми. Сейчас проводятся исследования различными консалтинговыми агентствами, которые покажут, чего мы добились в течение последнего года, ведь за это время ситуация в редакции довольно сильно изменилась. Нам интересно посмотреть, каков результат нашего труда.
"Колеса" - не аналог некоего западного издания. Все-таки это тенденция последних лет - выпускать журнал по лицензии иностранного издательского дома. В таких изданиях публикации - в основном переводные иностранные статьи плюс несколько материалов местного значения. Конечно, с точки зрения финансовых затрат это очень выгодно, ведь в федеральных изданиях много рекламы. К тому же такие редакции не нуждаются в большом штате сотрудников, потому что большинство статей переводятся. У нашего журнала свой путь. Я не говорю лучше он или хуже, просто он другой. Мы стараемся соответствовать запросам наших читателей.
- В чем заключается изюминка журнала "Колеса", которая поможет ему стать первым в Петербурге?
- С декабря прошлого года в журнале происходит ряд изменений. Так, мы несколько расширили тематическую направленность. По результатам проведенного исследования выяснилось, что журналу не хватает петербургских тем. Мы стали уделять этому больше внимания. У нас появился проект "Петербургские мосты". Определили для себя двенадцать, на наш взгляд, самых важных переправ города. Теперь в каждом номере пишем об истории моста, о перспективах этой переправы, даем информацию, когда она будет закрыта на ремонт, указываем финансовую стоимость проекта, говорим, какие изменения последуют после реконструкции. Практически в каждом номере можно найти отчеты о строительстве кольцевой автодороги, западном скоростном диаметре, интервью с руководителями дорожных комитетов как области, так и Санкт-Петербурга. Кроме того, мы разбавили наш журнал такими рубриками, как "Автомода" В "Колесах" стало больше публикаций, ориентированных на женщин-читательниц. Ведь с каждым месяцем женщин за рулем становится все больше и больше. Так, в рубрике "Тест" об одной машине пишут как мужчина, так и женщина. В результате получается два совершенно разных взгляда. Вот такая гендерная составляющая в журнале. Как показывают опросы, которые сейчас проводятся, эти рубрики пользуются большим успехом у наших читательниц.
В журнале также появилась рубрика "Тест со звездой", в которой известная личность рассказывает о своем опыте вождения транспортного средства. Мы предоставляем ему машину, поездив на которой, он делится своими впечатлениями. Мы перестали писать о машине как о неком конструкторе, который владелец транспортного средства может сам починить. На наш взгляд, наступила стадия развития, когда человек, приобретая машину, сам ее не ремонтирует. Транспортное средство сейчас стоит как минимум 15 тысяч долларов. Покупая его у официального дилера, человек отдает себе отчет, что, ремонтируя машину самостоятельно, он автоматически теряет гарантию. Поэтому писать о том, как самому починить машину, просто бессмысленно. Мы стараемся в тестах рассказать о машине скорее с точки зрения комфорта (насколько она удобна, насколько она будет полезна в таком городе, как Петербург). Вкратце это основные изменения, которые произошли в редакции за последнее время. Надеюсь, они выгодно отличают наш журнал от конкурирующих изданий.
- Довольно необычно звучит название рубрики "Автомода". О чем там идет речь?
- В этой рубрике известные люди (к примеру, модельеры, певцы) рассказывают о тех тенденциях, которые прослеживаются в последнее время в кругах наших звезд. Например, было время, когда все увлекались Mercedes, потом последовал период популярности BMW. Мы стараемся рассказывать о модных машинах, модных людях, о том, как правильно надо одеваться, когда вы за рулем Mercedes. Сейчас существует даже отдельная мода для владельцев машин-кабриолетов, внедорожников. В этой рубрике выступают также психологи, которые рассказывают о людях, судя по их машине. Например, человек на протяжении многих лет покупает машины BMW. Психолог может сказать, что это означает.
- Какие существуют недостатки автомобильных изданий, выпускаемых по лицензии западных издательских домов?
- Учредители, покупающие лицензии известных мировых брендов, становятся в некотором смысле заложниками той культуры, которую несет сам журнал. Не называя изданий, отмечу, что, например, в одном журнале пишется только об английских машинах (между срок так и читается: "Английские машины - самые лучшие!"), в другом - восхваляют итальянские автомобили. Там так и пишут, что эти машины - то что надо в условиях нашего города (они маленькие, юркие, потребляют мало бензина и т. д.) В какой-то мере это справедливо, но нельзя забывать о немецких, японских, корейских машинах. В этом плане наш журнал более раскрепощен. Мы скорее даже пытаемся объяснить, почему мы взяли именно эту машину на тест. Например, пишем, что раньше была тенденция приобретать машины за 15 тысяч долларов. Сейчас, с ростом благосостояния наших граждан, изменился и спрос на автомобили. Люди уже смотрят на машины за 20 - 25 тысяч долларов. Даем информацию о том, что можно приобрести за эти деньги. И, наверное, самое главное в этом деле - не навязывать читателям свое мнение. Мы только рассказываем о плюсах и минусах той или иной модели. К сожалению, у некоторых наших коллег в публикациях встречаются крайности: журналист либо превозносит одну модель автомобиля, либо пишет в уничижительном тоне. Мы стараемся избегать таких крайностей.
- На российском рынке автомобильных изданий присутствуют все крупные мировые бренды или же есть интересные журнальные проекты, еще не доступные нашему читателю?
- На мой взгляд, сейчас в России слишком много автомобильных изданий. Я думаю, что через какое-то время произойдет отсев: какие-то из них останутся на рынке, какие-то уйдут. По моему мнению, должно быть максимум два-три федеральных автомобильных издания плюс в каждом регионе по два региональных журнала. Тут я не имею в виду автомобильные издания рекламного характера, где встречается лишь парочка статей на фоне рекламных блоков и объявлений. При таком раскладе будет проще ориентироваться как читателям, так и рекламодателям. Сейчас издатели гонятся за большим тиражом, за тем, чтобы всячески угодить рекламодателю. При этом совершенно забывают о содержании журнала. Конечно, у коллег встречаются очень яркие вещи, статьи, но в целом журналы похожи друг на друга.
- В одном из обзоров печати говорилось, что в 2005 году произошел настоящий бум автомобильных журналов. Что вызвало такой рост числа изданий про автомобили?
- Есть несколько причин. К примеру, существуют сильные издательские дома, которые в своем портфеле хотят иметь издания любой направленности: общественно-политические, деловые, спортивные и автомобильные. Это престижно. Второй важный момент заключается в том, что вырос уровень благосостояния граждан. Люди все больше покупают машин, появляется все большее число официальных дилеров, автосалонов. Естественно, растет рынок рекламы. Люди понимают, что можно на этом зарабатывать, и как результат - открывают автомобильные издания. Некоторые покупают лицензии у зарубежных издательских домов. Это сравнительно небольшие финансовые затраты, но хороший доход от рекламы. К тому же, когда у тебя за спиной сильный издательский дом, учредители помогут в раскрутке издания. Таким журналам существовать значительно проще. Итак, причины этого бума - портфель брендов, который должен существовать у издательского дома, престижность быть владельцем автомобильного журнала, повышенный интерес в данной прессе. Если раньше интерес к этим изданиям проявляли в основном мужчины, то сейчас эти журналы читают и женщины. Я бы даже сказал, что автомобильные издания становятся семейным чтением. Они интересны всем членам семьи.
- Существует мнение, что ряд производителей автомобилей предпочитают давать имиджевую рекламу в глянцевых изданиях, которые нельзя назвать специализированными. В чем причина этого?
- Я много думал над этой тенденцией. Считаю, что сейчас она уже не так актуальна. Все-таки это явление трехлетней давности, когда у автомобильных изданий были серьезные проблемы с рекламой. Лет семь назад был всплеск интереса к автомобильной прессе. Тогда журналы зарабатывали очень неплохие деньги на рекламе. Но через некоторое время автомобильное представительство стало уходить в гламурные издания. И по сей день стоит открыть любой из популярных гламурных журналов, и увидишь большое количество имиджевой рекламы автомобилей. Но эта тенденция идет на спад. Представительство, дилеры опять возвращаются к автомобильной прессе. Это связано с тем, что улучшилось качество этих изданий. Улучшился контент, изменился дизайн (журналы стали более яркими, профессиональными). Рекламодатели обратили свой взор вновь к этим журналам. Именно по этой причине автомобильная реклама возвращается туда, где она и должна быть.
Мне бы очень хотелось, чтобы улучшение качества журнала "Колеса" привлекло внимание широкого круга рекламодателей. Тем самым часть рекламодателей уйдет из гламурных изданий и придет к нам. Более ли менее это у нас уже получается. Поскольку редакция по большому счету всего шесть месяцев находится на этом пути, я думаю, что у нас все получится. Мы хотим ответить тем же, чем в свое время нам ответили гламурные издания: они забрали у нас автомобилистов, а мы хотим забрать у них, скажем так, модную гламурную рекламу.
Если сейчас пролистать некоторые гламурные журналы, то можно подметить, что они на 20% состоят из автомобильных тем. Там также появились тесты, мнения представителей шоу-бизнеса о машинах, репортажи с престижных автомобильных выставок и т. д. Гламурные издания поняли, что автомобиль сегодня - это то, на чем можно зарабатывать. Они являются нашими конкурентами. Я, как руководитель издания "Колеса", обращаю большее внимание даже не на автомобильные издания, а на популярные глянцевые журналы. С интересом слежу за изменениями, происходящими у них. Скажу честно: есть чему поучиться. Там работают блестящие менеджеры, хорошие журналисты, умелые руководители.
- А каков штат редакции журнала "Колеса"?
- 12 человек трудятся над созданием номера, не считая периодически привлекаемых к работе внештатных авторов (3 фрилансера). Я считаю, что люди должны быть на виду. Трудно управлять внештатниками, потому что они, как правило, сотрудничают с несколькими изданиями. Хорошо, если сотрудничество с "Колесами" для них будет приоритетным. Если же эта работа будет у них на третьем-четвертом месте, то будут возникать проблемы с написанием текстов. Несмотря на то, что журнал выходит раз в месяц, существуют сроки сдачи материалов.
- Какими знаниями должен обладать журналист, пишущий для автомобильного издания?
- Прежде всего ему должна быть интересна эта тема. Автомобили - как спорт: здесь надо постоянно совершенствоваться, быть в курсе событий. Малейшее промедление - и ты отстал от жизни. Надо просматривать новости, общаться с руководителями отдела продаж официальных дилеров, постоянно находиться в теме. В противном случае ты отстанешь и не сможешь отличить Mitsubishi Lancer от Mitsubishi Galant, Chevrolet TrailBlazer от Chevrolet Tahoe. Очень важно, чтобы журналист обладал рядом специфических знаний. Можно о машине написать красиво без углублений в какие-то технические моменты. Но знать, что такое трансмиссия автомобиля, гидроусилитель руля, полный привод, человек обязательно должен. Это касается в первую очередь тех журналистов, которые занимаются тест-драйвами. Было бы очень полезным, если бы человек посетил несколько занятий в школе экстремальной езды. Там прививают несколько специфические навыки вождения автомобиля, учат правильно входить в поворот, грамотно тормозить. Эти знания помогают найти контакт с транспортным средством. Все свои замечания журналист передаст читателю. Например, если журналист пишет, что у машины сильный крен кузова, то он должен пояснить: хорошо это или плохо, чем чревато. Журналист должен уметь все объяснить читателю, ведь при покупке машины люди ориентируются и на статьи в нашем журнале. Что касается журналистов, пишущих на тему спорта, автогонок, то они должны знать с десяток гонщиков, чтобы, слыша имя Фернандо Алонсо, у корреспондента не возникало вопроса, кто это.
С другой стороны, отсутствие некоторых знаний может компенсировать стремление, желание заполнить некие пробелы. При хорошем наставнике, опытном редакторе человека можно научить разбираться в теме за полгода.
- Ваши авторы - люди с журналистским образованием?
- Примерно 50 на 50. Недавно мы взяли двух молодых людей, окончивших факультет журналистики. Один специализируется на финансах, кредитах, лизингах, другой занимается тестами. С такими людьми приятно работать. Но и те, кто не заканчивал факультет журналистики, грамотно владеют русским языком, хорошо пишут, стремятся расширить свой бэкграунд.
- Наверное, ваши авторы - заядлые автомобилисты?
- Машины есть только у пятерых наших сотрудников.
- В интернете существует несколько электронных автомобильных журналов для женщин. Там большое внимание уделяется так называемым женским машинам…
- Существует стереотип, что женский автомобиль должен быть маленьким. На мой взгляд, штамп "маленькие машины только для женщин" уже изжил себя. Стоит лишь посмотреть вокруг - большое число женщин за рулем больших джипов. Несмотря на то, что это такие "мужские" машины, женщины смотрятся довольно элегантно за рулем подобных автомобилей.
- Женщина за рулем - это страшно?
- Уже нет. Единственно хотелось бы, чтобы женщины были более вежливы на дороге. В некоторых ситуациях мужчины лучше понимают друг друга, пропустят вперед, поблагодарят включением аварийного сигнала. На дороге существует ряд условных знаков: если человек благодарит другого, что тот его пропустил, он включает на две-три секунды знак аварийной остановки. Женщина практически никогда этого не делает…