Архитекторы Петербурга так и не получили ответа на свое открытое обращение к Смольному. Письмо с резким протестом по поводу строительства в устье Охты, напротив Смольного монастыря, делового комплекса "Газпром-сити" высотой 300 метров было адресовано губернатору Валентине Матвиенко и спикеру Законодательного собрания Вадиму Тюльпанову. Решив бороться с "чудовищной безвкусицей" и "антиархитектурой" пока проект еще не вступил в стадию детальной разработки и утверждения, "художники городского облика" собрались на круглый стол "Небесная линия" города на Неве – сохраним или уничтожим?"
В самом начале встречи было подчеркнуто, что в рамках данного мероприятия не будет обсуждаться вопрос целесообразности строительства офиса "столь уважаемого инвестора" в Санкт-Петербурге. По мнению архитектурных экспертов, которые все же не удержались от оценки проекта "Газпрома", независимо от целей и задач инвесторов необходимо сохранить сложившуюся панораму центральной части дельты Невы. "Нужны ли Петербургу новые архитектурные доминанты?" – задались они вопросом. И по очереди ответили – нет, не нужны.
Исторический центр Петербурга по площади составляет 5-7% от территории "Большого Петербурга". "Такие масштабные проекты нельзя строить на этих "крохах", а на 93-95% - можно и желательно, - сообщил исполнительный директор Международного благотворительного фонда имени Д.С.Лихачева Александр Кобак. И посоветовал потенциальным городским инвесторам поискать, где "могут быть новые большие бизнес-сооружения". Иначе придется каждый крупный проект обсуждать отдельно.
"Мы хотим не допустить подобной варварской акции, - сказал председатель Санкт-Петербургского Союза архитекторов Владимир Попов. – Цена ее столь велика, что ничего здесь не может быть преждевременным".
"Ну а что! Это очень хорошо, если у нас в городе будет такой инвестиционный подарок, как "Газпром", - сказал директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского и проектного института градостроительного проектирования Валентин Назаров. - Но мы петербуржцы, и у нас двойная роль. Мы несем груз ответственности перед человечеством за сохранение тех культурных ценностей, которые здесь есть". Казалось, Назаров сам удивился своему выводу: "Да, это обременение! И мы можем даже понести на этом какие-то экономические убытки. Но я совершенно уверен, если мы сбросим этот груз с плеч, нам на какой-то момент станет намного легче, и мы почувствуем свободу своего поведения, но потом нам этого не простят".
Ведущая круглого стола привела цитату главного архитектора города Александра Викторова, приглашенного на мероприятие, но не появившегося там: "В центре города ограничения по высоте, безусловно, останутся прежними... Однако в узловых точках могут появиться высотные доминанты, которые будут определяться отдельно". Про "отдельно" пришлось отчитываться начальнику Управления застройки города КГА Александру Кошарному, который замещал на данном мероприятии Александра Викторова.
"Устанавливаются правила. Потом они принимаются по определенным процедурам. И любые правила, которые устанавливаются, в конечном итоге могут измениться", – сообщил Кошарный. И пояснил, что процедура внесения изменений в правила очень непроста, ибо будет подвергнута тем же процедурным процессам. "Говорить о том, что установили один раз высотный регламент и все, не подходи к нему, – на наш взгляд, некорректно", - сказал Александр Кошарный. Говоря конкретно о проекте строительства "Газпром-сити", Кошарный заметил: "Если эта концепция будет одобрена, то не исключено, что здание будет повышенной этажности, но насколько, сказать пока нельзя".
Казалось бы, в поддержку строительства небоскреба, которое будет проводиться, к слову, на территории шведской крепости Ниеншанц, высказался заведующий сектором архитектурной археологии Государственного Эрмитажа Олег Иоаннисян: "Нам нужны там раскопки, а раскопки в такой ситуации возможны только при условии строительства. Поэтому если застройщик соблюдет все нормы и правила закона, то есть обеспечит раскопки на пятне застройки и на трассах прокладки коммуникаций, а затем обеспечит музеификацию остатков города Ниена, – это может быть даже и выход". Однако в том, что все нормы и правила будут соблюдены, Иоаннисян сомневается.
"Об архитектурном ансамбле города мы уже можем говорить только с большой натяжкой", - резюмировал заместитель директора НИИ "Спецпроектреставрация" Михаил Мильчик. Он вспомнил другие спорные проекты, например "Монблан", и спросил – "Кто принимал решения и ставил подписи, утверждая подобные проекты?". Мильчик даже предложил провести открытое расследование по данному вопросу. Однако Владимир Попов ему рассказал, что "подписаны они были в рабочем порядке главным архитектором города". "Не могу поверить, чтобы один человек, единолично, пусть и на такой значительной должности, смог принять столь ответственное решение", - удивился Мильчик. "Представьте себе, одной его подписи оказалось достаточно", - "просветил" коллегу Попов. Однако на глазах зарождающееся "расследование" быстро "сошло на нет", ибо Александр Кошарный сообщил, что все формальности при составлении документов на проект "Монблан" были соблюдены. "Как, впрочем, и по новому спорному объекту все документы есть", - добавил он.
"Вера Дементьева говорила, что в КГИОП этот проект не был согласован", - удивился опять Мильчик. "Мне сложно это комментировать", - сказал Кошарный.
Как отрицательный пример города, не ценящего свою архитектурную историю, была приведена российская столица. "Москвы 30-х годов уже не существует, и не из-за варварских нацистских бомбардировок, а в результате действия нашей "диктатуры закона", которую пропагандировал Владимир Путин, будучи на первом сроке президентства, на деле диктатуры денег, диктатуры корпораций. То же может случиться и с Петербургом", - испугал присутствовавших генеральный директор Международного Фонда Спасения Петербурга-Ленинграда Александр Марголис. Он напомнил, что стратегический инвестор пришел к нам не с Луны и не из Сибири, а именно из Москвы. И воспитан он на московской практике, которая не позволит ограничиться только одним небоскребом. "Существуют, и я в этом не сомневаюсь, уже детальные проработки разрастания этой раковой опухоли по всему историческому центру Петербурга", - резюмировал Марголис. В частности, есть совершенно конкретный проект делового квартала на Выборгской набережной. Вся набережная уже уставлена небоскребами на этом пока виртуальном проекте. Тоже намечается и на Васильевском острове, и на Петроградской стороне и т.д."