Принятие закона "О рекламе", согласно единодушному мнению отраслевых специалистов, может поспособствовать переключению внимания рекламодателей с традиционных СМИ на интернет. Правда, в силу целого ряда причин спрогнозировать рост доходов интернет-сайтов пока представляется затруднительным.
На днях в столице прошел "круглый стол" "Интернет против традиционных СМИ". Его организаторами выступили Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО), деловая газета "Взгляд" и РИА "Новости". Среди прочего в ходе состоявшейся дискуссии были обсуждены перспективы и возможности интернета как носителя рекламы после вступления в силу нового закона "О рекламе".
По мнению "Российской газеты", документ этот, наделавший немало шума в рекламных кругах, стал настоящим козырем в руках интернетчиков. Как отмечает издание, совершенно очевидно, что сильно ужесточившиеся требования к размещению рекламы в традиционных СМИ не смогут не повлиять на рост цен на рекламные время и место. А это, в свою очередь, неизбежно приведет к "выбрасыванию" на рекламный рынок целого пласта средних рекламодателей, которые начнут искать более дешевые медиа для продвижения своих товаров и услуг.
Впрочем, как пишет "РГ", делать для интернета столь оптимистичный прогноз, как озвучил ранее, например, АКАР (более 70% роста рекламного бюджета) или американские эксперты (30%), участники обсуждения не взялись. "Пока что говорить, вырастет ли рекламный бюджет Веба на 70 или на 7 процентов, это все равно что гадать на кофейной гуще", - отметил президент Российской ассоциации по связям с общественностью Владимир Мединский. И добавил, что так же трудно предположить сейчас, как конкретно будут распределяться средства между разными видами интернет-рекламы: будь то баннерные сети, контекстная реклама или почтовые рассылки.
В прогнозах мощного роста рекламных бюджетов Рунета, как полагает "РГ", не стоит сбрасывать со счетов и то, что он обладает серьезным потенциалом как СМИ. В подтверждение этого тезиса издание приводит слова директора Всероссийского центра исследований общественного мнения Валерия Федорова, заявившего о том, что сейчас интернет имеет нишевой характер - им большей частью пользуются достаточно молодые люди, проживающие в основном в городе. Пока что это несколько ограничивает возможности интернета. Но в будущем, уверен Федоров, молодость сегодняшних завсегдатаев форумов и блогов лишь сыграет на руку Рунету. Нынешняя аудитория Сети неизбежно повзрослеет и займет в обществе более значимое место, а это в свою очередь "подтянет" за собой и авторитет интернета, сделав его еще более весомым игроком на рынке СМИ.
Вместе с тем пыл потенциальных рекламодателей могут несколько остудить данные, обнародованные на прошлой неделе компанией TNS Gallup Media. В ходе исследования в рамках нового проекта TNS Web Index, медиаизмеритель пришел к следующим выводам: аудитория интернета за месяц в городах России составляет 15 млн. человек, или 19% городского населения России в возрасте 16 лет и старше; в Москве - 3,6 млн. человек, или 38% населения в возрасте 12 лет и старше. Основными целевыми группами интернета, согласно данным TNS Gallup Media, являются руководители и специалисты, а также учащиеся в возрасте от 12 до 40 лет с доходом выше среднего уровня.
Как отмечает газета "Бизнес", цифра, полученная TNS Gallup Media, на 25-40 % ниже принятых оценок. Издание напоминает, что данные ROMIR Monitoring значительно выше: эта организация дает цифру приблизительно в 25 млн человек. Их коллеги из фонда "Общественное мнение" (ФОМ) насчитали почти 22 млн посетителей. "Счетчики SpyLOG и Rambler фиксируют ежемесячно около 20 млн пользователей интернета. Притом считают их по cookies, это, пожалуй, самый точный метод", - заявил газете аналитик J'son & Partners Борис Овчинников.
Владельцы сайтов, опрошенные корреспондентами издания, выразили недовольство оценкой TNS Gallup Media, который на следующем этапе своей работы будет определять аудиторию отдельных ресурсов. "Их данные кажутся нам странными. Из существующих социологических исследований Рунета мы больше всего доверяем данным ФОМ. Эти данные очень похожи на наши: в статистике "Яндекса" сегодня около 22, 4 млн ежемесячных пользователей, 80 % из которых живут в России", - пояснил "Бизнесу" пресс-секретарь "Яндекса" Михаил Ушаков. Единственная ложка меда в бочке дегтя от TNS Gallup Media, по мнению газеты, - это в целом достаточно привлекательная структура интернет-аудитории.
Несмотря на это, как пишет "Бизнес", участники рекламного рынка прогнозируют рост доходов интернет-сайтов. По данным исследования компании IMHO VI (входит в группу "Видео интернешнл"), в среднем по миру на интернет-рекламу тратится 4, 3 % совокупных бюджетов, в США - 6 %, а в самой продвинутой с точки зрения доли рекламы в интернете Швеции - 8, 7 %. Россия существенно отстает: интернет занимает всего 1, 2 % рекламного рынка. Однако низкую стартовую позицию отечественный рынок компенсирует бурным ростом - на 71 % в минувшем году. По мнению опрошенных изданием аналитиков, к 2010 году бюджеты рекламных кампаний в интернете вырастут с 1, 7 млрд до 14, 5 млрд руб.
"Сеть на сегодняшний день - самый эффективный канал рекламы, ТВ стоит на втором месте. Пользователи интернета в целом куда более обеспеченные люди, нежели среднестатистические граждане, а стоимость контакта с 1 тыс. человек в интернете и на телевидении примерно равна", - заявил газете председатель совета директоров компании IMHO VI Арсен Ревазов. Рекламой в интернете пока в основном пользуются торговцы автомобилями, средствами коммуникации и финансисты, но постепенно туда приходят и компании, специализирующиеся на товарах повседневного спроса.
На неплохие перспективы использования интернета для продвижения товаров и услуг указывают и данные исследования ROMIR Monitoring. В рамках июньского онлайн-омнибуса исследовательский холдинг задал своим респондентам ряд вопросов о рекламе в Сети: ее объемах, отношении к ней.
Как показали результаты исследования, интернет-реклама вызывает раздражение более чем у половины опрошенных (52%). Причем каждый третий ответил, что реклама в Сети является раздражающим фактором, как и любые другие виды рекламы. О нейтральном отношении к интернет-рекламе заявили 40% респондентов. Причем доля нейтрально относящихся к интернет-рекламе несколько выше среди женщин (45%), чем среди мужчин (35%), среди респондентов 35-44 лет со средним доходом. Каждый десятый участник опроса (8%) сказал, что интернет-реклама ему нравится больше, чем другие виды рекламы. Несколько чаще, чем по выборке в среднем об этом говорили пользователи 18-24 лет, а также респонденты с высокими доходами.
Исходя из этих данных, специалисты ROMIR Monitoring сделали вывод о том, что на данный момент российская интернет-аудитория является одним из наиболее лояльных к рекламе адресатов. Около 80% интернетчиков охвачены сетевой рекламой, половина из них считают ее полезной, почти половина пользователей относятся к рекламе в Сети положительно или нейтрально. Таким образом, по мнению экспертов холдинга, обращение рекламодателей к интернет-рекламе товаров или услуг, целевая аудитория которых совпадает портретом типичного интернетчика, может быть даже более эффективным, чем использование других рекламных носителей.