На днях Всемирная газетная ассоциация (WAN) обратилась к президенту Путину с просьбой отклонить принятые Госдумой и одобренные Советом Федерации поправки в закон "О противодействии экстремистской деятельности". По мнению WAN, закон нарушает право граждан на свободу мнений и приведет к еще большему возрастанию самоцензуры среди российских журналистов.
Поправки в закон "О противодействии экстремистской деятельности" были приняты Госдумой в окончательном чтении 8 июля, а 14 июля одобрены Советом Федерации. Теперь для вступления в силу их должен подписать президент. Одна из поправок приравнивает к экстремизму "публичную клевету" в отношении должностных лиц в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей. В конце минувшей недели к президенту Путину обратилось правление Всемирной газетной ассоциации с просьбой отклонить эти поправки, так как в случае их вступления в силу "журналисты за критику чиновников могут получить до трех лет тюрьмы".
В обращении говорится, что поправки "позволят чиновникам произвольно трактовать закон и оказывать давление на своих критиков". Это приведет к "дальнейшему сужению возможностей для прессы в информировании общественности" и "еще большему возрастанию самоцензуры среди российских журналистов, которая и так в настоящее время существует". Таким образом, "новый закон нарушает право граждан на свободу выражения мнений" и противоречит обещанию Владимира Путина, сделанному им на открытии Всемирного газетного конгресса в июне нынешнего года в Москве. Тогда президент назвал свободу слова "ценностным завоеванием, закрепленным в Конституции", и заявил, что "российский народ сделал осознанный выбор в пользу демократии", а "свобода прессы является важнейшим гарантом этого выбора". Теперь Владимира Путина призывают "сделать все возможное для недопущения вступления в силу этого закона" и "подтвердить, что Россия и в будущем намерена придерживаться международных стандартов свободы выражения мнений".
Российский Союз журналистов также обратился к президенту с просьбой отклонить закон, который "является бессмысленным, если его применять добросовестно" и "крайне опасным, если кто-то захочет сделать его инструментом злоупотребления". В заявлении СЖ говорится, что закон "ставит крест на важнейшей социальной роли прессы – едва ли не единственного действенного инструмента контроля общества". Закон также сведет на нет борьбу с коррупцией и позволит называть экстремистом любого. Как в сталинские времена можно было "подверстать все, что кому-то покажется вредным или для себя неудобным, под определение "враги народа".
По мнению председателя Фонда защиты гласности Алексея Симонова, повлиять на президента журналистам вряд ли удастся. "Инициатива закона исходит из администрации президента". Однако президент может "подписать закон и сказать, что если он окажется чересчур экстремистским, то, как только появится по нему практика, мы ее проанализируем и примем необходимые поправки, что уже мы слышали по закону об НКО".
Парадоксально, но отклонение закона поддерживает даже один из его авторов – депутат Госдумы Николай Безбородов ("Народная воля" – СЕПР). Депутат сообщил "НИ" об опасениях, что благодаря закону "любая критика властей может быть представлена как экстремистская деятельность" и что "может произойти потеря обратной связи с населением". Николай Безбородов говорит, что рассчитывал в ходе рассмотрения закона внести смягчающие его поправки, но когда это не удалось, отозвал свое авторство, и теперь надеется, что Владимир Путин наложит на закон вето.
Справка
Всемирная газетная ассоциация (World Association of Newspapers, WAN) объединяет 18 тыс. газет, 11 информационных агентств и 73 журналистских союза из 102 стран мира. Целью WAN является защита свободы слова во всем мире. Штаб-квартира организации находится в Париже. НИ