Собрание акционеров "Газпром-медиа", состоявшееся недавно, подытожило результаты работы медиахолдинга за истекший год. О достигнутом, о запланированном и о личном в интервью "Итогам" — генеральный директор компании Николай Сенкевич.
— У вас вроде бы иной повод для промежуточных итогов имелся, кроме "дня варенья".
— Да, исполнилось два года с момента моего прихода на должность гендиректора "Газпром-Медиа". Этого времени хватило, чтобы снять практически все острые вопросы, доставшиеся нам в наследство. Сегодня мы являемся крупнейшим в России (а то и в Европе) медиахолдингом, объединяющим практически все сегменты медийного рынка. У нас две телекомпании, оператор спутникового ТВ, пять радиостанций, четыре журнала, еженедельный телегид, три газеты, кинокомпания, рекламное агентство, два кинотеатра… Разве что собственного интернет-портала недостает да на рынке наружной рекламы мы не представлены. Но это временно. Основные компании холдинга прибыльны и не требуют внешнего финансирования.
— Включая и "Известия"?
— Газета пока дотационная, однако рассчитываем в кратчайшие сроки вывести ее на самоокупаемость. Ситуация меняется к лучшему. Растет тираж, увеличиваются поступления от рекламы, регулярно выплачивается зарплата сотрудникам, налажен конструктивный диалог с миноритарными акционерами. Что касается других проектов, телекомпания НТВ четвертый год работает с прибылью, "ТНТ" -третий, НТВ+ — второй. Издательство "Семь Дней" традиционно является нашим лидером, служит примером стабильности и того, как правильно извлекать прибыль из активов. 30 июня состоялось годовое собрание акционеров "Газпром-Медиа", на котором впервые за восьмилетнюю историю компании было принято решение о выплате дивидендов в размере миллиона долларов.
— То есть все всем довольны?
— На мой взгляд, дела идут вполне успешно. Могу подтвердить слова цифрами. Выручка "НТВ" , поданным РСБУ, в 2005 году составила 310 миллионов долларов, что также впервые позволило выплатить акционерам телекомпании дивиденды в размере миллиона долларов. В 2006 году у НТВ запланирована выручка не менее 364 миллионов долларов. УТНТ (самая быстрорастущая "дочка" холдинга) выручка за последние пять лет выросла в семнадцать раз — с 7 миллионов долларов в 2001 году до 124 миллионов в году минувшем. В 2006 году выручка ТНТ планируется на уровне 178 миллионов долларов. "НТВ-Плюс" восемь лет оставалось дотационным проектом, а в 2005 году выручка уже равнялась 130 миллионам долларов, план на этот год — 176 миллионов. Выручка же всего холдинга в прошлом году составила 668 миллионов долларов. В плане на 2006 год — 850 миллионов.
— Рыночную стоимость вверенных вам медиаактивов прикидывали?
— Поскольку наши акции пока не торгуются на международных фондовых биржах, цифра эта условна и рассчитана с высокой долей вероятности на основе нескольких знаковых сделок по выводу медиаактивов на IPO. Так, НТВ с учетом прибыли и оборота можно оценивать в 2—3 миллиарда долларов, ТНТ — в миллиард, "НТВ-Плюс" примерно во столько же, "Семь Дней" — в 300—400 миллионов. Общая же сумма активов "Газпром-Медиа" колеблется в диапазоне от 4 до 5, 7 миллиарда долларов. При этом капитализация холдинга продолжает расти.
— А продавать холдинг целиком или по частям господа акционеры не планируют? Ведь о судьбе непрофильных активов "Газпрома" не судачит сегодня только ленивый!
— Давайте для начала разберемся, для кого СМИ являются профильными? Для олигархов? Для крупных бизнес -компаний? Считаете, будто средства массовой информации и телекоммуникации, принадлежащие, скажем, Владимиру Потанину, Виктору Вексельбергу или Владимиру Евтушенкову, "профильны" для их владельцев? Если следовать подобной логике, в России должен появиться некто, скупающий все газеты и телеканалы страны. Тогда это станет для него профильным бизнесом. Так? Схема мало похожа на реальную. По моему скромному разумению, оценивать профильность того или иного бизнеса нужно по вложениям владельца в его развитие.
Даже в самые сложные времена становления холдинга затраты наших акционеров на поддержание медийных активов находились в рамках статистической погрешности на фоне расходов на основной вид деятельности. И это при условии, что в момент приобретения группой "Газпрома" активов "Медиа-Моста" они пребывали, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Не сразу удалось решить имевшиеся проблемы, поэтому было вполне объяснимо желание поскорее избавиться от подобной "обузы" (хотя и "статистически недостоверной"). Сейчас ситуация принципиально изменилась. Специально привел сухие цифры, дающие представление о том, как идет развитие холдинга. Мы из года в год приносим все больше прибыли акционерам. Какой смысл резать курицу, высиживающую золотые яйца? Если акционеры решат все же что-либо продать, цена будет совершенно иной, чем еще года три-четыре назад. Это лишний раз доказывает хозяйское и рачительное отношение к бизнесу.
— Значит, останавливаться на марше не собираетесь?
— За последние полгода мы запустили несколько новых проектов: круглосуточную информационно-разговорную станцию "CИTИ-FM" (87, 9 Мгц) с пятнадцатиминутным шагом новостей, рассчитанную на жителей столичного мегаполиса, радио Relax-FM (90, 8 Мгц), ориентированное на прекрасную половину человечества, и проект "Смотри радио" на базе "Первого популярного радио" (102, 5 Мгц) и радио NEXT (105, 2 Мгц). Не секрет, что ведутся весьма сложные переговоры о приобретении нами "Комсомольской правды". Вопрос пока открыт, не хотел бы бежать впереди паровоза.
— Кто выступил инициатором контактов по "КП"?
— Интересы обеих сторон совпали.
— А почему с "Коммерсантом" не сговорились?
— Касания были, но потом мы отказались от идеи этой покупки, сочтя заявленную цену чрезмерно завышенной.
— Кажется, звучала цифра 350 миллионов долларов?
— Не испугался бы, если бы речь шла о 150 миллионах, хотя, полагаю, красная цена — 120. Все остальное — от лукавого. Любое приобретение, осуществляемое "Газпром-Медиа", обусловлено экономической целесообразностью, и ничем иным.
— А как же тогда быть с репутацией "агента влияния", которую кое-кто склонен приписывать холдингу?
— При грамотном подходе даже журнал "Мурзилка" можно превратить в "агента". Независимых, абсолютно свободных СМИ не существует в природе, все они так или иначе представляют чьи-то интересы.
— Но про "Газпром-Медиа" говорят, что он, дескать, отстаивает не чьи-то абстрактные, а конкретно кремлевские интересы. Чем парируете?
— Может, нам и хотелось бы считать себя "рукой Кремля", это приятно и даже почетно, однако не вижу оснований для таких заявлений. Мы частная, коммерческая компания, работающая исключительно на благо акционеров.
— А вот еще пишут, что коллектив "Известий" был якобы усилен товарищем из "Единой России", занявшим ключевой пост в газете…
— Читал об этом назначении… К сожалению, не помню фамилию коллеги, но, уверен, его пригласили бы в "Известия" вне зависимости от места прежней работы. Если главный редактор берет кого-либо на работу, то исключительно по профессиональным критериям, что называется, ввиду производственной необходимости. Мы же лишь назначаем топ-менеджеров, не вмешиваясь в кадровую политику дочерних компаний и управляя ими через советы директоров. Это принципиальная позиция руководства холдинга.
— И для НТВ не делаете исключений?
— Владимир Кулистиков — блестящий профессионал, который сам знает, какие шаги предпринять, чтобы возглавляемый им канал был прибыльным, востребованным, популярным. Учить ученого -лишь вредить.
— А подсказать? Ведь, как утверждают ваши конкуренты, в затылок НТВ чуть ли не дышит "СТС" …
— Для меня это совсем не очевидно. Опять же сошлюсь на цифры. За минувший телесезон средняя доля канала увеличилась с 12, 7 до 13, 4 процента. Основная проблема НТВ заключается не в СТС, а в непрекращающейся борьбе за лидерство других федеральных каналов. При этом общая тенденция развития современного телевидения, по моему мнению, сводится к обеспечению рентабельности контента, которого, кстати, после введения цифрового формата нам всем будет катастрофически не хватать.
— Но лично вам, Николай Юрьевич, сегодняшнее НТВ нравится? Не как руководителю холдинга, учитывающему прибыль, а как рядовому телезрителю.
— В общем, да. Новости по-прежнему остаются фирменным знаком, визиткой канала. Несколько изменилась общая направленность вещания, контент НТВ стал более мужским, но и это объяснимо. Считаю, наше телевидение будет развиваться по пути, избранному в цивилизованном мире, когда на месте всеядных, рассказывающих обо всем на свете каналов появятся тематические, каждый из которых займет собственную нишу. Так и должно быть: одним зрителям нравится "Моя прекрасная няня", а другим — бокс и боевики.
— Сериал "Зона" — это и есть то самое "мужское ТВ"?
— С точки зрения художественного исполнения — это мастерски сделанный продукт.
— Ну да, даже Владимир Путин его отметил, порекомендовав сместить показ на ночные часы, когда дети спят.
— Согласитесь, для нас очень приятно и почетно, если глава государства смотрит НТВ.
— Но раньше у канала был все-таки несколько иной имидж…
— Вы давите на эмоции, а я апеллирую к фактам. Давайте признаем: "старого" НТВ нет и не будет. И мир изменился, и страна. По данным соцопросов, у канала самая мужская аудитория среди прочих, при этом доля зрителей с высшим образованием остается значительной. Повторяю, нельзя вещать сразу обо всем. В определенном смысле НТВ является пионером среди федеральных каналов.
Осознав надвигающееся переформатирование телепространства, мы первыми начали поиск той тематической ниши, которая позволит оставаться лидерами на рынке. Представьте, однажды появятся сразу сотни каналов, способ доставки которых позволит видеть их любому жителю страны. Область покрытия уже не будет иметь прежнего значения. Изменится все — от контент-политики до рекламных доходов. Если думаете, будто это дело далекого будущего, могу заверить: ошибаетесь.
— Тем не менее некоторые склонны объяснять все происходящее на медиаполе исключительно приближающимися выборами главы государства.
— Полагаю, "проблемы-2008" применительно к СМИ не существует. Речь можно вести об ином: журналистам и нам, функционерам от медиабизнеса, свойственно преувеличивать собственное влияние на политические процессы в целом и исход выборов в частности. Исследования ряда авторитетных зарубежных экспертов показывают: максимум, что средства массовой информации способны добавить к рейтингу того или иного кандидата, шестнадцать процентов.
— Но и это прилично! К тому же в нашей же стране показатель может оказаться и побольше. В президентских кампаниях 1996 и 2000 годов успех победителей в немалой степени был обусловлен именно грамотной работой предвыборных штабов со СМИ.
— Вот вы и сказали ключевую фразу: грамотная работа штабов! Никакими силами не заставить человека принять то, во что он априори не верит. И не надо думать, будто наш избиратель — вне зависимости от места и условий проживания — безграмотен и наивен. Конечно, заманчиво считать себя четвертой властью, приятно, когда приглашают в высокие кабинеты и уважительно спрашивают совета, но… Выскажу частное мнение, с которым вы вольны не соглашаться: на мой взгляд, СМИ — никакая не власть, а, сколь ни прискорбно, лишь сфера обслуживания.
К средству массовой информации надо относиться не как к инструменту политического или идеологического давления, а исключительно как к отражению конкретных событий, деятельности тех или иных людей. Косные мысли и бездарные поступки таковыми и останутся. К чему тогда на зеркало пенять! В данном случае речь о нас с вами, о СМИ, в которых все отражается. Если бы с помощью прессы можно было изменить мир, он давно стал бы иным! Нет, СМИ — лишь бизнес. Если так к ним относиться, появится шанс заработать. Не вижу ничего оскорбительного в сравнении с прачечной или рестораном. Везде нужно предлагать качественный, кондиционный продукт, интересный потребителю.
— И кого, извините, обслуживаем?
— Свою аудиторию. Повторяю, коммерческая организация должна извлекать прибыль из активов, а не делать вид, будто витает в высших сферах.
— Коммерция и идеология вещи совместимые?
— Политику ведь тоже можно понимать по-разному. Для меня, например, очевидно, что национальные проекты -большое благо для нашего общества, если хотите — социальная ответственность перед населением правительства и государства в целом. Хотя кого-то, наверное, коробит, что инициатива исходит от власти. И что же теперь? Не развивать здравоохранение? Наплевать на состояние системы образования? Перестать поддерживать ЖКХ? Пустить на самотек сельское хозяйство?
— А как по-вашему, существуют сегодня темы, закрытые для журналистской критики?
— Слышали о корпоративной этике? Есть вещи, которые в рамках холдинга исключены.
— Например?
— Согласитесь, будет неправильно, если вдруг станем тиражировать и поддерживать сомнительную информацию о наших акционерах. Да и во всем мире бывают ситуации, когда стоит попридержать язык, дабы не навредить. Речь не о формальных запретах, чувство меры должно быть внутри каждого из нас.
— Самоцензура?
— Нет, уважение к стране и людям, в ней живущим. Моральные законы, правила поведения в обществе никто ведь не отменял. Работники СМИ — такие же граждане, как и все прочие, они обязаны сознавать ответственность за то, что публикуют на страницах печатных изданий, произносят в эфире. Кто-то из великих, живших задолго до нас, сказал: "Мне удалось договориться с прессой. Я могу делать, что хочу, а она — писать, что хочет". И мы с вами недавно пережили подобное. К счастью, период вседозволенности и полной расхлябанности, столь памятный всем, завершен.
— Почему-то кажется, вас должно крепко доставать "Эхо Москвы".
— Меня многое раздражает. И не только на "Эхе". Но тут я лишен права на публичное выражение эмоций. Не могу демонстрировать личное отношение к тому, что делают дочерние компании. Они сами решают, как поступить, без оглядки, нравится мне это либо нет. Мы спрашиваем по итогам работы, судим по финансовым отчетам. Грубейшей ошибкой руководителей СМИ является попытка делать их под себя, под свои вкусы и пристрастия. Тогда уж лучше выпускать настенный боевой листок в единственном экземпляре.
Самому писать, потом читать и тихо радоваться. Задача главного редактора заключается в том, чтобы угадывать желания аудитории, удовлетворять их. Думаю, Алексея Бенедиктова тоже многое раздражает из звучащего в эфире "Эха". Но он опытный информационщик и делает востребованный продукт. "Эхо" говорит то, чего ждут его слушатели, зачем же мне вмешиваться?
— Хитро задумано!
— На самом деле все вполне очевидно, так и должна строиться работа медийного холдинга. К слову, о строительстве. Хочу вернуться к вопросу о якобы независимых СМИ. Посмотрите, сколько выходящих в России изданий, вещающих на страну телеканалов и радиостанций принадлежит иностранцам. А сможете назвать хоть одно СМИ за рубежом, которым владели бы наши соотечественники? Речь, разумеется, не о русскоязычных изданиях. Я знаю лишь, что некоторая часть акций "Евроньюс" принадлежит ВГТРК. Все! Других примеров нет. Попробуйте купить что-нибудь на Западе: не пустят на рынок! Мы ведем переговоры с рядом СМИ Германии, Канады и Италии, но за исход контактов сегодня никто не поручится. Почему иностранному капиталу сюда дорога открыта, а нам туда — заказана? Подумайте на досуге.
Источник: Итоги.ру