В российские СМИ возвращается пропаганда советского образца. Основательно подзабытую за последние десять лет модель промывки мозгов возрождает газета "Известия". Теперь вопрос лишь в том, будет ли опыт этого издания тиражирован на другие СМИ.
Что такое советская пропаганда, в "Известиях" рассказывать не надо - до августа 1991 года газета издавалась президиумом Верховного Совета СССР. Однако в 1990-х годах издание решительно порвало с прошлым и стало придерживаться модели журналистики, широко распространенной в Америке и Европе. Модели, для которой характерно разделение фактов и мнений. О том, что Запад больше не указ для "Известий", стало понятно в пятницу.
Номер газеты за 14 июля открывался со статьи "Восьмерка" воспользовалась окном в Европу". Авторы этого материала Екатерина Григорьева, Георгий Ильичев, Виктория Соколова утверждали, что Санкт-Петербург на несколько дней "становится столицей мира", обещали, что "в эти выходные в Петербурге будет вершиться история", и констатировали: "волны критики в адрес России... по мере приближения к саммиту доросли почти до девятого вала". Дальше в том же духе. Удивительно даже, как журналисты забыли о "космических кораблях, которые бороздят просторы вселенной".
Из статьи даже самые информированные читатели узнавали много нового и интересного. Наверняка открытием для многих оказалось заявление о том, что с позицией (или "логикой", как выразились газетчики) Москвы по вопросам энергобезопасности "согласились все". Особых похвал заслуживает объективность изложения - авторы настолько независимо подавали позицию Кремля, что уже к середине статьи окончательно перестали отделять себя от архитектурного ансамбля в центре Москвы. "Мы могли бы сказать - "подождите, мы совсем другие, мы хорошие и мы сейчас это докажем", - скандировали журналисты. Как и следовало ожидать, все закончилось хорошо - за позиции России на "мировой шахматной доске" можно даже не опасаться.
Еще в 1990-х такая передовица и авторы, которые так и не смогли отказаться от штампов советской эпохи, стали бы всеобщим посмешищем. Сегодня же такие публикации не могут не вызывать серьезную озабоченность, особенно когда материал печатают "Известия". Прошло то время, когда статьи в этой газете выражали мнение редакции или авторов, опубликовавших их. В прошлом году издание сменило владельца - контролируемый Владимиром Потаниным холдинг "Проф-медиа" продал газету дочке "Газпрома", что привело к серьезному пересмотру редакционной политики издания. Если бывший главный редактор "Известий" Владимир Бородин пытался сделать из газеты авторитетного наблюдателя, то при сменившем его выходце из "Комсомольской правды" Владимире Мамонтове о независимой редакционной политике в газете уже не вспоминали. А весной издание и вовсе стало информационным спонсором "Единой России" (по информации "Ведомостей").
Тогда же в "Известия" пришел работать руководитель информационного управления партии Илья Киселев. При нем появившееся после смены главного редактора осенью прошлого года смешение фактов и мнений в издании стало нормой. Пятничная передовица, посвященная столь чувствительной для Кремля теме, как встреча "Большой восьмерки", свидетельствует о том, что происходящие в издании перемены отнюдь не случайны.
О том, что переходящие под контроль государственных и прогосударственных структур СМИ превращаются из источников информации в инструмент пропаганды, в последние годы было сказано немало. Согласно исследованию Центра экстремальной журналистики и российского Союза журналистов, работа НТВ - некогда оппозиционного телеканала - теперь мало чем отличается от "Первого" или "России". В апреле-мае каналы "большой тройки" отдавали под новости о власти 93 процента эфирного времени своих информационных программ. Куда скромнее освещалась деятельность оппозиции - 1 процент. При этом 99 процентов сообщений о власти носили позитивный или нейтральный характер.
Широко распространенной является практика, когда государственные и прогосударственные СМИ "сливают" информацию, компрометирующую тех, кому не по пути с нынешней властью. Однако до сих в пропаганде использовалась западная модель - убеждение фактами. В тех же репортажах Аркадия Мамонтова о шпионах и тюрьмах ЦРУ на Украине цитировался фактический материал, пусть и сомнительного свойства. В "Известиях" используется принципипиально другая модель - убеждение образами и стилем, характерная в западной журналистике только для рубрик "Комментарии" и активно использовавшаяся советской журналистикой.
Интрига ближайших месяцев - ограничатся ли российские власти одними "Известиями"? Или опыт этой газеты будет перенесен на другие СМИ?