Французская консалтинговая компания RECMA опубликовала свой глобальный отчет, посвященный оборотам медиаагентств в 43 странах, в том числе и в России. В отечественных агентствах приписываемые им обороты оценивают в основном скептически: по мнению участников рынка, получившийся рэнкинг не отражает переходы ключевых клиентов из одного агентства в другое. Недооценивает RECMA также и потенциал независимых агентств. Обороты российских медиаагентств RECMA оценивает с 2002 года. В прошлом году, публикуя данные за 2004 год, французы учли результаты рейтинга крупнейших медиабаинговых агентств, подготовленного Ъ и журналом "Индустрия рекламы". Кроме того, осенью 2005 года аналитики RECMA специально приезжали в Россию и встречались с руководителями 13 агентств. Наконец, в своих оценках компания использует топ-200 рекламодателей на основе данных исследовательской компании TNS Gallup Media.
В отличие от рейтинга Ъ и "Индустрии рекламы", RECMA при оценке оборотов агентств учитывает не только бюджеты, выделенные клиентами на закупку рекламы в различных медиа, но и доходы от других услуг: планирование кампаний, реализация спонсорских проектов, работа с нестандартными медианосителями и т. п. Так, агентство OMD Media Direction занимается стратегическим планированием для "Вымпелкома". На эту услугу клиент, по оценке RECMA, в 2005 году потратил $15 млн. Соответственно, общий оборот OMD Media Direction за 2005 год, по версии RECMA, существенно превышает оценку, данную Ъ и "Индустрией рекламы",– $186 млн против $144 млн.
В своем последнем отчете RECMA помимо данных за 2005 год приводит и прогнозируемый оборот за этот год (см. таблицу). "Это предварительные оценки. К концу года эти цифры будут пересмотрены",– уточняет аналитик RECMA Маттье де Монгольфьер. Участники рынка по-разному восприняли оценки RECMA. "В целом я согласен с данными отчета. Вполне возможно, что у некоторых агентств и групп обороты немного завышены, но на общую расстановку сил это не влияет",– говорит президент Omnicom Media Group Дмитрий Дмитриев. А заместитель гендиректора группы Aegis Media/OKS Андрей Брайович считает, что получившиеся обороты не соответствуют реальным бюджетам их клиентов. "Из отчета не видно, как потеря ключевых клиентов за прошедшие годы сказывается на обороте агентства. Почти все демонстрируют одинаковый прирост, что не соответствует действительности",– отмечает господин Брайович.
Удивило участников рынка и присутствие в рэнкинге только трех независимых, то есть не принадлежащих к крупнейшим мировым коммуникационным холдингам, агентств. Оборот всех остальных агентств, по версии RECMA, в прошлом году не превысил $184 млн, а в этом достигнет $225 млн. "Это самая сомнительная строчка,– убежден директор по стратегическому планированию агентства Prior Кирилл Дубинский.– Получается, что весь объем рекламного рынка в 2005 году составил $2,7 млрд, что почти в два раза меньше оценки Ассоциации коммуникационных агентств России".
Источник: "Коммерсантъ" №126 от 13.07.06