Принятый Госдумой в последний день перед каникулами закон "О персональных данных" может значительно осложнить работу СМИ. Журналистам придется брать у своих собеседников разрешение на публикацию их имен.
Федеральный закон, принятый Госдумой в третьем чтении, относит к персональным данным любую информацию, касающуюся физического лица (фамилия, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и т. д.). Согласно этому документу, все россияне, упоминающие чужие ФИО, становятся "операторами".
В документе сказано, что "субъект персональных данных", то есть любой человек, имеет право возражать против обработки информации о себе, если он подозревает "оператора" в использовании информации в целях политической агитации, рекламных или иных целях. Несогласие на использование своих ФИО и других данных необходимо подать в письменном виде. Запрет не распространяется на случаи, когда доступ к информации необходим для сохранения здоровья человека и когда персональные сведения о своих членах собирает некоммерческая организация.
Ни строчки без спросу
Вступление в силу закона может существенно затруднить работу СМИ. Перед тем как приводить в публикациях, радио- и телепрограммах высказывания любого ньюсмейкера, журналистам придется заручаться письменным согласием человека на упоминание его имени. Очевидно, что при подготовке критических материалов получить такое разрешение будет очень сложно. Еще до вступления в силу новый закон вызывает негативные оценки в журналистском сообществе.
"То, что даже имя и фамилия человека отнесены к тем данным, публикация которых невозможна без его согласия, не очень соответствует здравому смыслу", – считает председатель Творческого союза журналистов Петербурга Андрей Константинов. По его словам, такой закон просто не будет соблюдаться: "Можно принимать все что угодно, однако не факт, что этот закон будет исполняться так, как на это рассчитывали его разработчики".
Закон необходимо дополнить положением о том, что отношения, возникающие в процессе осуществления журналистами своей профессиональной деятельности, регулируются законом РФ о СМИ и не подпадают под сферу действия закона "О персональных данных", полагает юрист-эксперт Института проблем информационного права Мария Китайчик. ДП