Лето в зените — телевизионный сезон на закате.
Правило это старо ровно настолько, насколько стара система медиаизмерений, не умеющая фиксировать зрительский интерес дачников и отпускников. Регулярные рейтинговые измерения в нашей стране начались десять лет назад, следовательно, все десятилетие с наступлением лета рейтинги падали, с ними падали и рекламные сборы, и телевизионщики, как школьники, отправлялись в отпуск, продлевая застойный период порой до конца сентября.
Последние пару-тройку сезонов летнее уныние, особенно на больших каналах, не столь заметно. Все увеличивающийся поток рекламных денег позволяет "Первому" и "России" (за ними подтягиваются и другие) и летнюю паузу превращать в кокетливый бантик на хвостике минувшего телесезона (финал 200-серийного хита "Не родись красивой" на СТС). Или в репетиционную комнату, где провалы и неудачи не столь страшны, как в рекламоемких декабре или марте (вернувшийся в эфир "Первого" пусть пока не всегда удачный, но живой разговор Бермана и Жандарева со своими гостями, разномастные премьеры ТНТ и т.д.). Кому что больше по душе.
Но, несмотря на череду летних проб, ошибок и обретений, основной сезон пройден. И, как водится, время подводить итоги. Что в телевизионном 2005-2006-м было главным, определяющим вектор развития?
Телевидение из просто развлечения давно превратилось в сферу политики и бизнеса. Поэтому итоги традиционно приходится подводить по нескольким составляющим – идеологической, индустриальной и содержательной.
Если в идеологической составляющей в прошедшем сезоне ничего принципиально нового не наблюдалось (площадка зачищена настолько давно и настолько основательно, что даже случившийся в этом сезоне уход с REN TV Ирэны и Дмитрия Лесневских, а вслед за ними ведущей Ольги Романовой и руководителя информационной службы Елены Федоровой мало что изменил в общей картине общественно-политического и новостного вещания), то индустриальные и творческие успехи более чем заметны. О них и поговорим поподробнее. Сегодня речь об индустрии, о телевидении как бизнесе.
Наиболее яркий бизнес-итог года, бесспорно, выход российской медийной компании "СТС-медиа" на биржу. То, о чем в свое время упорно мечтал покинувший ныне Россию Владимир Гусинский и к чему успела лишь приблизиться его компания "Медиа-Мост", шесть лет спустя претворил в жизнь прибывший, наоборот, не так давно в Россию Александр Роднянский. Выход на биржу возглавляемой им компании "СТС-Медиа" и вся затея с IPO — бесспорный прорыв, показывающий прозрачность, надежность и инвестиционную привлекательность российской медиасферы (по крайней мере, ее отдельных сегментов). Прорыв, который открывает путь другим российским медиагигантам. Неслучайно "Газпром-Медиа" в конце июня заявил о тех же намерениях и даже (возможно, дабы подчеркнуть свою прозрачность) впервые в истории объявил о выплате дивидендов собственным акционерам.
Другой важным итогом этого телевизионного года стал галопирующий рост рекламного рынка. Рост столь бурный, что предложенный объем рекламы перестал умещаться в эфире больших и малых каналов. Стало казаться, что еще чуть-чуть и всем нам придется, как в старой шутке, просить теленачальство не прерывать своими глупыми фильмами и передачами нашу любимую рекламу. На 44 минуты каждой серии умного и тонкого фильма Александра Прошкина "Доктор Живаго" на канале НТВ пришлось 26 минут рекламы! Что тут еще говорить!
Принятые Госдумой поправки в закон "О рекламе" ограничили допустимый объем рекламного времени внутри каждого телевизионного часа и навели прочий порядок в количестве и качестве рекламы на ТВ. И это едва ли не единственное за последние годы решение думцев, которое не вызывает у меня отторжения, напротив, при отдельных оговорках, кажется вполне разумным.
Третья отличительная особенность этого сезона – предчувствие цифрового телевидения, которое носится в телевизионном и правительственном воздухе. Грядущая цифровизация наложила свой отпечаток не только на множащиеся в эфире репортажи с совещаний, где вице-премьер Медведев грозит этой самой цифрой телевизионщикам и связистам, но и на отношения основных медийных корпораций друг с другом. Самые сильные и богатые из них понимают, что в ближайшее десятилетие на смену конкуренции программами придет конкуренция каналами. Оттого и множатся почкованием, плодя так называемые нишевые каналы. Так в прошлом году от СТС отпочковался канал "Домашний", так в этом сезоне к уже имеющимся у "России" "Культуре" и "Спорту" государственная корпорация ВГТРК добавила круглосуточный информационный канал "Вести-24". Если вспомнить, что в этом сезоне стартовал еще один столь же государственный, хотя и англоязычный канал Russia Today, то информационная палитра станет ясна.
Впрочем, цифра цифрой, а эфирное телевидение, руками главных своих каналов охватывающее до 98% территории страны, вряд ли скоро уступит свои позиции. Предсказать, как станет развиваться цифровое вещание в России, трудно. То ли останется игрушкой больших городов и маленьких, но продвинутых центров. То ли успешно завоюет все пространство необъятного отечества и дойдет до каждой избы быстрее, чем туда дотянутся метровые передатчики больших каналов, как быстрее стационарных телефонных линий добралась в деревни мобильная связь.
Гадать не стоит. Стоит только помнить, что даже в цифровую эру в такой централизованной стране, как Россия, большие государственные каналы всегда будут чем-то большим, нежели просто телеканалы, а телевидение — большим, чем медиакультурный ресурс. Посему и конкуренцию внутри разбившейся на две пары ("Первый"-"Россия", НТВ-СТС) "большой четверки" самых успешных и самых массовых каналов никто не отменял.
Что случилось в отношениях этой четверки в минувшем телесезоне?
Год назад канал "Россия" догнал и почти обогнал своего извечного конкурента "Первый" за счет так называемого сдвоенного длинного мыла — двойной линейки предпраймовых, ранневечерних сериалов для домохозяек типа "Кармелиты" и "Исцеления любовью", а также за счет бесконечного "Кривого зеркала". Но в прошедшем сезоне закрепить свой успех второй канал не сумел. Юмор Петросяна и К постепенно перестает приносить такие рейтинговые дивиденды, как несколько сезонов назад, длинное мыло поставили в свои сетки вещания и конкуренты. А лидерство в серьезной сериальной линейке, заявленное "Мастером и Маргаритой" и "В круге первом", канал "Россия" сохранить не смог. После нескольких месяцев игры на равных, с марта этого года, "Первый" вернул себе лидирующие позиции и стабильно удерживает их с небольшими отклонениями, вызванными футбольной неразберихой в июньско-июльском эфире.
У "Первого" в этом сезоне не было таких знаковых премьер, как прошлогодняя "Гибель империи". Более, того, многие критики отнесли к неудачам вполне рейтинговые сериалы "Есенин" и "Золотой теленок". Но канал позволил себе в этом сезоне эксперименты и, даже меняя коней на переправе, удержал рейтинговое превосходство. Кульминацией этого превосходства стал день 9 мая, когда "Первый" собрал небывалую среднесуточную долю аудитории —38,7% по России, — а рейтинг премьерного показа "9-й роты" в тот день составил 50,9%, не многим уступая традиционно самому рейтинговому проекту сезона – Новогоднему обращению президента.
Среди прочих важных для телевизионной индустрии моментов минувшего сезона стоит назвать целый поток фильмов, спродюсированных и "раскрученных" телеканалами. Если в 2004-м "Ночным дозором" "Первый" только попытался пробить брешь в плотном потоке американского кино на телеэкране, то в этом сезоне через эту брешь устремился уже свой поток.
"9-я рота" и "Питер FM" (СТС), не столь коммерчески удачные кинопроекты канала "Россия" (например, "Охота на пиранью") и абсолютный лидер киносезона "Дневной дозор" ("Первый") лишний раз подтвердили, что без ТВ киноискусству придется тяжело. И не потому, что без мощного телепромоушна нельзя заставить зрителя пойти в кино, а потому, что много лет занимающиеся телевидением продюсеры, такие, как Константин Эрнст и Анатолий Максимов, Александр Роднянский и Игорь Толстунов, Валерий Тодоровский, лучше чувствуют потребности и желания аудитории, нежели их сугубо киношные коллеги.
В череде значимых событий и смена руководства ТВЦ (полгода у Александра Пономарева и его команды ушло на обновление канала, результаты которого, как обещано, станут видны уже в начале нового телесезона), и искусственное создание еще одного крупного "канала российских регионов" на базе питерского пятого канала, и развитие множества мелких каналов – от "Звезды" до "Ностальгии". Но это уже, скорее, плоды грядущей цифровизации, о которой мы говорили в начале.
О творческих итогах минувшего телесезона в следующий раз.
Источник: "Еженедельный журнал"