Генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко заявил о том, что уже в этом году около 80% россиян смогут увидеть новый — общественный — телеканал "Другой". О том, на какой стадии развития этот канал находится, Яковенко рассказал в интервью "Новой".
— Что вам дает основания верить в то, что канал будет создан уже в этом году? Откуда столько оптимизма?
— Основания таковы: если ничего не делать, то ничего и не будет.
— А что вы делаете?
— Всероссийский гражданский конгресс принял решение о создании общественного гражданского ТВ. Ваш покорный слуга вошел в группу по реализации проекта. На сегодняшний момент нами завершена разработка технической части — разработка частот, определение спутника, с которого возможно вещание, завершена разработка концепции канала. Идут переговоры с инвесторами. И, по всей видимости, на конференции "Другая Россия" мы сделаем предложение о наблюдательном совете канала, объявим сбор средств, чтобы это было не олигархическое ТВ, а гражданское. Недавно проведенный интерактивный опрос на "Эхе Москвы" показал, что другое ТВ хотят смотреть 96% аудитории "Эха". Я понимаю, что это не вся Россия, но это реально. На сегодня зарегистрирована телепроизводящая компания — это информационное агентство "Другое", сейчас создается канал "Другой", который будет финансироваться гражданами, контролироваться ими и по контенту удовлетворять их потребности.
— Кто принял решение?
— Думаю, все знают, что собой представляют Людмила Алексеева, Гарри Каспаров, Георгий Сатаров.
— Вы предполагаете, что каждый гражданин России будет платить за этот канал?
— Нет, конечно. Некоторое время назад мы выпустили книжку "Энциклопедия общественного вещания". Мы проанализировали, каким образом оно устроено в тех странах, где люди живут лет на 15 дольше, чем у нас, — в мире существует 39 его моделей. Есть разные варианты финансирования, и далеко не на всех каналах оно идет от граждан, за счет абонентской платы или лицензионного сбора. На очень многих — за счет бюджета, спонсоров. Мы предпринимали огромные усилия для того, чтобы убедить власть не изобретать велосипед с квадратными колесами, а пойти по пути цивилизованного человечества, принять закон "Об общественном ТВ". Но уперлись в стенку. Я уже не помню, какой по счету проект федерального закона Дума заворачивает без объяснения причин. Мы пытались идти путем создания общественных телеканалов в регионах. Но буквально вчера (минувший четверг. — Н.Р.) произошло событие, которое окончательно поставило крест на этих попытках. Нам удалось создать общественную телепроизводящую компанию в Томской области. А вчера я узнал, что за помощь в ее создании — прямым текстом — была уволена вице-губернатор Томской области Нелли Степановна Кречетова. Поэтому создавать с этой властью общественное ТВ — безумие.
— Именно потому я и задала первый вопрос.
— И именно поэтому мы создаем его не с властью. Я — законопослушный гражданин, все мои контакты с властью ограничиваются регистрацией СМИ. Мы будем платить налоги, выполнять законы РФ, но от власти никаких денег не возьмем.
— Но денег пока нет никаких?
— Те, которыми мы располагали, мы потратили на проработку технического решения, на вопрос с концепцией. Сейчас идут ежедневные консультации с людьми, которые готовы деньги дать. Общефедеральный канал стоит на порядок меньше, чем обычно запрашивают его создатели, — в десять раз. Обычно называются цифры в 100 млн долларов. Но мы просто не собираемся воровать. Я знаю предполагаемых спонсоров, но не могу их назвать: если мы скажем об этом в понедельник утром, то в понедельник вечером они будут арестованы.
— Но ТВ - это ведь не только контент. И даже, если вам удастся его создать, его же надо распространять.
— 80% российских граждан будут получать контент через спутниковое вещание. Техразработка завершена.
— Они должны быть подписчиками какого-то спутникового оператора?
— Нет. Они должны просто включить телевизор.
— Но, например, в Москве нет ни одной свободной телечастоты.
— Это кто вам такое сказал?
— Это общеизвестно.
— Это не общеизвестно. Так же как наши генералы готовятся к позапрошлой войне, так же политтехнологи и руководители нашей страны исходят из ситуации 90-х годов.
— Но рубильник - у власти, и мы помним это по ТВ-6.
— Да, в принципе можно закрыть страну, отобрать у всех телевизоры, мобильники, печатные машинки и запретить интернет, но это другая история — ресурса для такого авторитарного режима нет.
— Ресурса закрыть канал?
— Власть может по суду прекратить деятельность СМИ, но тогда мы зарегистрируем другое. Может начать террор против журналистов, которые будут работать на этом ТВ, завести уголовные дела против организаторов этой компании, но слишком многих надо будет посадить, запугать. Такого ресурса нет.
— А журналисты у вас есть?
— Посмотрите на то, что происходит на "Эхе Москвы". Поскольку сегодня журналистику вытеснили с ТВ, то "Эхо" скоро лопнет от обилия профессиональных тележурналистов, которые временно переквалифицировались в радийщиков. За два дня, после того как мы объявили о создании "Другого" ТВ, я уже получил полтора десятка звонков и писем от журналистов, которые хотят работать на этом канале.
— Какие-то социологические исследования для того, чтобы определить, скольким людям нужен такой канал, вы не проводили?
— Как человек, занимающийся социологией 30 лет, я могу сказать, что социсследования фьючерского характера проводить сложно. Ситуация меняется. А проводить маркетинговое исследование, как общество будет реагировать на появление продукта, также сложно: само появление продукта порождает спрос. И для меня очевидно, что информационный, гражданский продукт очень сильно изменит общество. Вы человек очень молодой и, наверное, не помните ситуацию 80-х годов. Кто мог предложить такое резкое колебание общественных настроений?
— Кто возглавит ТВ?
— Понятия не имею. Этот вопрос должен решить наблюдательный совет. Говорить о дележе портфелей сейчас просто смешно. Главное, что нужно сделать, — прорыв в изменении общественного сознания: надо попытаться дать людям понять, что существует альтернатива. Посмотрите, какие вопросы задавали пользователи интернета Путину: они просто куражатся, "стебаются", их убедили, что изменить ничего нельзя.
— Это будет АО? Как будут распределяться акции?
— Сейчас учредителем является частная компания. Как только возникнет наблюдательный совет, эта компания уступит владение людям, избранным в руководство.
— Какова концепция ТВ?
— Вещание — 24 часа в сутки. Оно состоит из трех основных частей: информационное вещание, общественно-политическое плюралистическое вещание (в соответствии с теми точками зрения, которые есть в обществе) и просветительские, образовательные, научно-популярные программы. Ближе всего эта концепция к английскому Би-би-си и американскому PBS.
— И когда оно появится?
— Я надеюсь, что в этом году. Дату сказать не могу, это зависит от технических, финансовых и творческих вопросов. Я хотел бы отвечать за свои слова.