Медиановости

11 июля 2006 11:27

Совсем не Cool

Спустя всего 9 дней после обнародования претензий Генпрокуратуры издательский дом Burda закрыл журнал Cool и переименовал Cool Girl. Компания утверждает, что события никак не связаны, однако верится в это с трудом. Закрытие изданий после объявления к ним требований со стороны властей, похоже, становится доброй традицией в России.

В конце июня Генеральная прокуратура России потребовала закрыть три журнала, которые, по ее мнению, эксплуатируют интерес несовершеннолетних к сексу. Генпрокуратура также настаивала на том, чтобы лица, ответственные за публикацию непристойностей, были привлечены к уголовной ответственности. Кроме Cool и Cool Girl, в "черный список" попал журнал "Молоток". В представлении заместителя генпрокурора Сергея Фридинского говорилось, что эти издания "систематически и в значительных объемах публикуют рекламные материалы и цветные иллюстрации к ним, которые эксплуатируют интерес несовершеннолетних читателей к сексу". При этом издания не зарегистрированы как эротические или рекламные.

Больше всего нареканий у правоохранительных органов вызвала рубрика "Клубника" в журнале "Молоток", а также размещаемая во всех трех изданиях реклама. Генпрокуратуре не понравилось, что издания публиковали коммерческие объявления с изображениями "обнаженных мужчин, женщин, животных в сексуальных позах", "крупные планы половых органов". Есть претензии и к содержанию рекламируемых товаров. В представлении Фридинского говорится, что читателям предлагалось скачать модные звонки с "забористым матом", видеоролики порнографического содержания, "посвященные в основном однополой любви", эротические игры, истории и гадания.

Реакция упомянутых изданий не заставила себя долго ждать. В "Молотке" объявили претензии заместителя генпрокурора "частным мнением частного лица" и заявили об их полной несостоятельности. Иначе повела себя "Бурда". ИД не стал делать никаких громких заявлений, а в конце прошлой недели, как утверждала "Газета", сотрудников Cool попросили больше не выходить на работу. Свое решение представители ИД "Бурда" обяснили финансовыми провалами журнала.

Наблюдатели согласны с тем, что Cool отнюдь не самое успешное в отрасли издание, но и не считают совпадением тот факт, что журнал был закрыт сразу после обнародования претензий Генпрокуратуры. Еще сложнее только коммерческими интересами издателя объяснить переименование Cool Girl в просто Girl: едва ли это повысит узнаваемость бренда или внесет дополнительный штрих в его позиционирование на рынке. Судя по всему, издательский дом решил не портить отношения с правоохранительными органами из-за не очень успешного журнала.

Это не первый случай, когда издание закрывается после того, как у правоохранительных органов появились к нему претензии. Менее четырех месяцев назад похожим образом поступил медиахолдинг "Северинформ". В конце февраля он закрыл вологодскую газету "Наш регион", перепечатавшую датские карикатуры на пророка Мухаммеда. Это, впрочем, не сильно помогло, и главному редактору издания Анне Смирновой пришлось встретиться с прокуратурой в суде. В апреле Смирнову признали виновной в разжигании религиозной вражды и оштрафовали на 100 тысяч рублей. Позднее кассационная инстанция освободила журналистку от наказания, однако обвинение было оставлено в силе.

Не удастся издателю смыть пятно с репутации и в случае с Cool. Закрытие журнала сразу после объявления претензий Генпрокуратуры довольно сложно трактовать как отрицание причастности "Бурды" к "эксплуатации интереса несовершеннолетних к сексу". Закономерный вопрос, почему издатель так легко смирился со столь серьезным обвинением? ИД отказался от комментариев даже несмотря на то, что придраться было к чему. Почему у правоохранителей возникли претензии только к трем молодежным журналам? На журнальных развалах рядом с "Молотком" и Girl продается, например, Bravo, который также печатает рекламу SMS-услуг сомнительного свойства. Фривольные тексты и фотографии публикуют "желтые" газеты. Так, в "Московском комсомольце" можно найти объявления "студенток", предлагающих "досуг", а "Комсомольская правда" из номера в номер радует читателей довольно легко одетыми девушками. Почему у Генпрокуратуры нет претензий к этим изданиям? От того ли, что подростки не читают газет?

Велик соблазн увидеть в истории с Cool проявление той самой безответственности бизнеса перед обществом, с которой так рьяно борются российские власти. Однако, судя по всему, нужно говорить о другой российской беде - о разном уровне ответственности перед обществом у чиновников и бизнеса. Могла ли "Бурда" надеяться на то, что суд спросит с Генпрокуратуры за ошибки и отступления от буквы закона с той же строгостью, что и с нее? Едва ли. А в ситуации, когда все равны перед законом, но некоторые равнее, отношения с властью важнее репутации.

Справка

Заявленный тираж Cool – 200 тысяч экземпляров. По данным TNS Gallup Media, в апреле 2006 года еженедельная аудитория Cool составляла 683 тысяч человек. Газета "Коммерсант" оценивает ежегодный оборот Cool в 3-4 миллиона долларов.