Как ранее сообщалось, 5 июля Госдума приняла в третьем чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма".
Данным законом, в частности, внесены изменения в Ст. 4 "Недопустимость злоупотребления свободой СМИ" закона "О СМИ". "При обсуждении закона основное внимание уделяется тому, что президент получил право бесконтрольно использовать спецподразделения для за рубежом, и введению конфискации имущества террористов, но за этим потерялись принципиальные по значимости изменения, которые вносятся тем же законом в порядок работы журналистов при освещении событий, связанных с терактами и контртеррористическими операциями", - заявил ИА REGNUM независимый депутат Святослав Насташевский.
По его мнению, Дума, приняв этот законопроект, "продемонстрировала сегодняшнее отношение государства к средствам массовой информации и полное непонимание важности той социальной функции, которую выполняют СМИ, - информирования общества о том, что происходит".
В связи с этим Станислав Насташевский напомнил, что 2005 году во время работы над проектом Федерального закона "О противодействии терроризму" между первым и вторым его чтениями президент внес несколько своих поправок, в частности, касавшихся положения законопроекта, дававшего руководителю штаба контртеррористической операции полномочия ограничивать или вообще запрещать доступ журналистов в зону проведения операции. "Эти положения противоречат Ст. 1 Закона РФ "О средствах массовой информации", определяющей, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежит ограничениям за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о СМИ", - процитировал Насташевский тогдашнюю позицию президента и напомнил, что в результате этой критики данное положение было исключено из текста закона "О противодействии терроризму".
"У меня такое ощущение, что Дума весьма своеобразно восприняла высказывание президента и расценила его как намек на то, куда в действительности нужно вносить изменения, и теперь в итоге принятого законопроекта уже в Законе "О СМИ" появится такая новелла: "Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции". Этим определяется вся работа журналиста на месте событий", - продолжил Станислав Насташевский.
"Я считаю, что это полнейшее пренебрежение к деятельности журналистов, - заявил он. - Когда происходит террористический акт, кто оказывается первым на месте событий? - Граждане, которые в силу обстоятельств находились там, милиция и журналисты. Еще до того, как будет организован штаб, журналисты уже начинают выполнять свои обязанности. К кому они будут обращаться за разрешением? Как они поймут, нарушают ли они какие-то запреты или нет? Руководитель контртеррористической операции устанавливает зону проведения этой операции, и если это происходит в городе, она может охватывать, скажем, пять кварталов; это значит, что журналистов просто не подпустят близко к месту событий. Отдельный вопрос: а как будут работать иностранные аккредитованные журналисты по освещению этих же мероприятий?"
"Я думаю, те поправки, которые сейчас внесены в ряд законодательных актов, приведут к очень большим претензиям со стороны журналистского сообщества к государству и, в частности, к руководителям контртеррористических операций, - предупредил депутат. - Кроме того, это приведет к очень большим претензиям со стороны гражданского общества и населения, поскольку они будут очень сильно ограничены в получении объективной информации о том, что там происходит".
Как отметил Станислав Насташевский, подобные ограничения противоречат практике цивилизованных стран. В частности, он привел выдержку из Директивы министерства обороны США своим отделам по связям с общественностью по вопросам прикомандирования корреспондентов во время возможных будущих боевых действий (операций) в зоне ответственности Центрального командования от 3 февраля 2003 года: "Нам необходимо доводить до общественности реальную информацию о происходящих событиях вне зависимости от того, насколько она приятна для нас, прежде, чем противник сумеет заполонить информационное пространство дезинформацией и лживыми сообщениями".
"Если же мы принимаем этот закон в рамках ратификации Конвенции Совета Европы о противодействии терроризму, то надо помнить и то, что другие европейские документы прямо говорят о недопустимости ограничения действий СМИ во время террористических акций. То есть развитые страны заинтересованы в освещении такой деятельности, а не в сокрытии информации, но мы почему-то на это не обращаем внимания", - заметил он.
"Честно говоря, меня очень удивило отношение к этому законопроекту Комитета по информационной политике, членом которого я состою, - сказал он. - Мы даже не обсуждали те изменения, которые в соответствии с ним предполагалось внести в Закон "О средствах массовой информации", хотя это наш профильный закон. Ни министерство культуры, ни Роспечать почему-то тоже не высказали своих предложений. Даже журналистское сообщество очень прохладно отнеслось к ограничению своих прав".
"Я предлагаю журналистскому сообществу, которое крайне заинтересовано в максимальной свободе доступа к информации о ходе операции, количестве заложников и т.п., и в максимальной свободе своих действий во время проведения контртеррористической операции, срочно провести круглый стол, собрать специальную комиссию и выработать свои предложения по тому как, на каких основаниях и по какому регламенту журналисты будут работать во время проведения контртеррористических операций", - сказал депутат. По его словам, выработанные таким образом стандарты должны быть закреплены в тексте закона "О противодействии терроризму".
В качестве примера возможности ответственного подхода СМИ к освещению столь сложных ситуаций он привел события в Беслане, где журналисты в своей работе руководствовались действующей общественной Антитеррористической конвенцией по правилам поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции.
"Я обращаюсь и к медиа-сообществу, и к Общественной палате, и к Михаилу Сеславинскому (главе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) - прим. ИА REGNUM ), и к мировой журналистской общественности: существует срочная необходимость урегулировать эти положения, иначе мы столкнемся с тем, что работа представителей прессы в зоне контртеррористической операции будет парализована просто потому, что у руководителя штаба просто физически не будет возможности заниматься прессой. В результате кроме скучных и сжатых слов официального представителя оперативного штаба журналисты ничего не увидят и не услышат. Что в итоге узнает общество о том, как изменялась ситуация, насколько правомочно применялись те или иные средства, все ли возможности для спасения людей были использованы? - заявил Станислав Насташевский. - При первом же конфликте пресса взвоет. Мы сами даем международной общественности повод говорить о том, что у нас есть проблемы со свободой словам и доступом к информации".
По мнению независимого депутата, еще сохраняется возможность внесения соответствующих поправок в текст принятого закона, если на уровне Совета Федерации или президента РФ будет принято решение о его отклонении и возвращении во второе чтение.